Для звукорежиссёров-новичков вопрос о том, вырезать ли дыхание, стоит очень остро.

Вырезать ли дыхание? Вот в чём вопрос!

Начну рассказ с личного факапа. Я устроилась на киностудию, проработав до этого 4 года на радио. В первой серии сериала, за который я взялась, я быстренько смонтировала речь героини, практически вслепую, ориентируясь на черновую фонограмму и огибайку. А когда стала слушать сцену (разумеется, без черновой), не сразу поняла, что сделала не так. Я, по радийной привычке, вырезала всё дыхание, и актриса в эпизоде просто перестала дышать. Открывает рыба рот, а не слышно, что поёт. Всё было ровненько подрезано, fade in/fade out, но кино стало смотреть невозможно.

Итак, отвечая на вопрос, вырезать ли дыхание, скажу однозначно: всё зависит от ситуации.
1. В аудиорекламе принято вырезать дыхание из-за ограниченного хронометража. Вдохи и выдохи могут «своровать» 4–5 сек из 20-секундного ролика. Однако паузы между предложениями всё равно должны быть. Так же часто поступают с выпусками новостей, но не нарушая естественный темп речи. Исключение составляет информация, которую никто не слушает, но она должна быть по закону о рекламе (номера лицензий, фраза «необходимо проконсультироваться с врачом» и т. д. — там скорость речи максимальная, а разборчивость минимальная).

2. Большая ошибка — следовать рекламному принципу в подкастах. Если вырезать все дыхания, герой начинает захлёбываться собственной речью. Автор и/или гость программы не успевает вдохнуть, а слушатель — осмыслить услышанное. Этим грешат современные бизнес-подкасты: сильно заметны монтажные стыки, нет пауз между предложениями.
3. В аудиокнигах считаю необходимым вырезать только шумные дыхания, которые мешают восприятию. Например, такие вдохи актёры делают перед записью первого слова (или дубля) или когда артисту не хватает дыхания и он его шумно перехватывает. Если это естественное дыхание, то в стилистике радиоспектакля оно вполне может быть.

4. В кинофильмах в кадре вырезать дыхание запрещено, если мы видим артикуляцию. Это нарушает естественность восприятия, если она подразумевается авторами фильма. Добавлю цитату Е. Д. Поповой-Эванс относительно записи дыхания на озвучании: «Если озвучивается эпизод, в котором персонажи находятся в движении, то надо следить за тем, чтобы в речи было дыхание. Иначе речь будет статична и не совпадёт по характеру с изображением». Оставлять ли дыхание за кадром — по ситуации. Если громкое дыхание приходится на тихую речь другого персонажа, мешает и не несёт смысловой нагрузки, его можно приглушить или вырезать.

5. Что касается музыки, то, во-первых, это дело вкуса звукорежиссёра, а во-вторых, музыкального стиля. Опера, рок-музыка, бардовская песня и т.д. — без дыхания будет звучать странно. Электронная музыка, скорее всего, будет максимально вычищена от посторонних звуков: дыхания, звука клавиш аккордеона и скольжения смычка по струнам и т. д.

Чтобы принять решение, вырезать дыхание или нет, у звукорежиссёра должен быть развит вкус, насмотренность (читай «наслушанность») аналогичного материала и умение его анализировать.
ДУБЛЯЖ
СЛОВАРЬ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
ДРУГИЕ ГОРОДА РОССИИ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Творческий блог звукорежиссёра
Made on
Tilda