Книга «Взрывной подкаст», Кристина Майнцер

«Взрывной подкаст», Кристина Майнцер
⭐⭐⭐

Книга Кристен Майнцер «Взрывной подкаст» предназначена для новичков, которые хотят попробовать себя в подкастине. Автор разбирает тему создания подкастов, начиная с вопросов: зачем оно вам надо и что вы хотите сказать миру. Затрагивает извечные темы: какое из направлений выбрать, как найти соавтора, как продвигаться и т.д. Кристин Майнцер сказу предупреждает, что в техническую часть погружаться не будет, но говорит о том, что «ужасный звук» и «чрезмерная обработка» могут испортить любую задумку. Большой минус книги лично для меня в популярной «американской подаче» — «выше, быстрее, сильнее, чувак, жги, у тебя всё получится, у всех у нас не получалось, но мы верили и смогли».
Книга «Всё, что было не со мной, помню», Борис Венгеровский

«Всё, что было не со мной, помню», Борис Венгеровский
⭐⭐⭐⭐⭐

Уникальная книга, написанная от первого лица — такую информацию вы вряд ли где-то найдёте. Это воспоминания старейшего звукорежиссёра «Мосфильма» Бориса Владимировича Венгеровского. Среди фильмов, сделанных Борисом Владимировичем, такие как: «Обыкновенный фашизм», «Июльский дождь», «Спорт, спорт, спорт», «Я свободен, я ничей» и многие другие. Можно сказать, что «Всё, что было не со мной, помню» — единственная книга об истории звукового кино, рассказанная через судьбы пяти поколений мосфильмовских звукорежиссёров: от пионеров звука до тех, кто работает на студии сегодня. В лучшем случае о звукорежиссёрах старой школы можно найти сухие факты в интернете, а вот понять, какими они были людьми можно из этой книги. Ценный экземпляр в моей коллекции. Рекомендую всем, кто работает со звуком в кино. Наверняка найдёте что-то интересное про своих учителей — и про их учителей тоже.

«Голос техники», Лиля Кагановская
⭐⭐⭐

Это, как и написано на обложке, книга о переходе советского кино к звуку в период с 1928 по 1935 годы. Если вы решили приятно «скоротать вечерок» с этой книгой — то это, плохая идея. Это научная работа, потому читать книгу непросто. На каждой странице множество ссылок и сносок, а объем библиографии, источников и предметно-именного указателя действительно впечатляет. В книге много повторов, с помощью которых автор доказывает свои предположения то одним, то другим способом. Ощущение, что вы попали на защиту диссертации. Книга будет интересна кинематографистам и тем, кто в том или ином виде занимается изучением СССР. Искренне считаю, что для широкого читателя подобные книги необходимо адаптировать. Из явных плюсов: подробнейший разбор фильмов и те факты о советском кинематографе, о которых я раньше нигде не читала. Интересно, но с поправочкой!
Книга «Голос техники», Лиля Кагановская

«Забыться в звуке. Берлин, техно и easyJet», Рапп Тобиас

Для меня это оказалась абсолютно нулевая книга! Один балл накинула за Ableton Live, но этой программе посвящена одна небольшая глава в конце книги. Если вы не разбираетесь в техно и никогда не были на тусовках в Берлине, то вам вряд ли будет интересно. Однако, если вы разбираетесь, то всё, что написано в этой книге вы, скорее всего, итак знаете. Про звук тут нет ничего, кроме словосочетаний, вроде: «новая звуковая система». Повествование строится примерно так: «У клуба N собралась толпа, раньше в этом клубе тусовались такие люди, а теперь такие, музыка была всегда такая и этот клуб вау! А в этом клубе собирается другая публика, вон там два парня из Италии, они обсуждают диджея, который сегодня играет, завтра мы пойдем на афтепати, а сегодня мы идем домой». И так будет на протяжении 270 страниц. Я, конечно, несколько утрирую, но именно такое впечатление произвела на меня эта книга. Кроме того, описываемые события относятся к 2007/08 годам, и многое, вероятнее всего, уже настолько неактуально, что попахивает нафталином. Увы, мои ожидания от этой книги и реальность - не совпали.
Книга «Забыться в звуке. Берлин, техно и easyJet», Рапп Тобиас

«Записки звукорежиссёра», Екатерина Попова-Эванс
⭐⭐⭐⭐⭐


Счастье, что Екатерина Джоновна Попова Эванс успела написать эту книгу. Легенда Мосфильма, трехкратный Лауреат премии «Ника», выдающийся педагог, красивая и мудрая женщина…

Рекомендую книгу к прочтению не только звукорежиссёрам или тем, кто хочет им стать, но и тем, кому не чужд отечественный кинематограф и процесс создания фильмов. Читается на одном дыхании.

Книга получилась очень личная и очень честная: про взаимоотношения с известнейшими режиссёрами, про жизнь в СССР в разные периоды времени, про непростой профессиональный и жизненный путь. Эта книга в пух и прах разбивает миф о том, что быть звукорежиссёром легко и просто.

Считаю, что тем, кому довелось работать с Екатериной Джоновной или учиться у неё сильно повезло.

Книга «Записки звукорежиссёра», Екатерина Попова-Эванс
Я дважды читала эту книгу и каждый раз она давалась мне с трудом. Огромный плюс в том, что Александра Владимировна Крылова сделала звуковую рекламу объектом научного исследования и написала об этом. Она обобщила разрозненные факты о звуковой рекламе: затронула историю возникновения, связь с другими видами искусств, разъяснила понятия музыкального логотипа и слогана, рекламной песни.

Но, книга написана «сухим» научным языком, читать её сложно.
На мой взгляд, она не соответствует заявленной целевой аудитории — будущим маркетологам и рекламистам. Она рассчитана на людей, окончивших минимум музыкальную школу, а лучше училище. Считаю книгу полезной композиторам, которые хотят писать музыку для рекламы, и звукорежиссерам радио и телевидения.

«Звук в рекламе», Александра Крылова
⭐⭐

Книга «Звук в рекламе», Александра Крылова

«Звукорежиссер души», Софья Кутузова
⭐⭐⭐⭐⭐

Книга «Звукорежиссер души», Софья Кутузова
Книга, написанная простым языком, но не для чайников. Простая, но не упрощающая теорию, терминологию и технологии. Это набор инструкций, но для тех, кто шарит или хочет разобраться и углубиться в тему. Потому что для тех, кто не шарит, эта информация и набор чек-листов будут бесполезны. Жаль, что такой книги не было лет 15-20 тому назад, когда я работала на музыкальной студии. Книга получилась небольшой по объёму, при этом внушительной по количеству затронутых тем. Рекомендую её всем, кто так или иначе связан с работой со звуком, причем не только звукорежиссёрам, но и музыкантам, вокалистам, продюсерам. Совершенно точно она пригодится студентам и новичкам, а также самоучкам, которые работают по наитию и не всегда могут объяснить, что именно и почему они делают. Что касается матёрых профессионалов, то им книга будет как минимум любопытна. Единственный минус для меня — это лирические отступления со смайлами, с одной стороны этот приём сближает автора с аудиторией, с другой - снимает уровень серьёзности подачи материала, но, может, так оно и было задумано. В общем, моя рекомендация: найти, купить, прочитать, иметь под рукой, при необходимости пользоваться.
«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра» – книга удивительного человека, выдающегося режиссера монтажа и звукорежиссёра
Уолтера Мёрча. Он единственный в мире, кто получил два «Оскара» за один фильм.


«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра», Уолтер Мёрч
⭐⭐⭐⭐

Книга «Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра», Уолтер Мёрч
Единственное за что я поставила 4 звезды, а не 5, так это за «рваное», на мой взгляд, повествование. Поскольку это фрагменты лекций, то и книга получилась несколько фрагментарной. Где-то хотелось бы углубиться в технические аспекты, где-то наоборот «проскочить» лирические отступления. Главы будто бы каждая сама по себе, но в целом, безумно интересно «подсмотреть в замочную скважину», как живут и работают люди такого масштаба. Спойлер: да, они тоже работали без сна и отдыха перед фестивалем, и да, Уолтер Мёрч один фильм делал в собственном гараже.

Книга интересна широкому кругу читателей, а кинематографистам, считаю, обязательна к прочтению. В книге много личного и профессионального, о работе с выдающимися режиссёрами, о системах и принципах монтажа, об отборе материала, который в последствии превратится в художественный или документальный фильм, о переходе из аналога в цифру и какие в связи с этим были трудности, и многое-многое другое.

«Искусство озвучивать фильмы», Станислав Стрелков
⭐⭐

«Искусство озвучивать фильмы» — книга, написанная актёром театра и кино, диктором, актёром и режиссёром дубляжа — Станиславом Юрьевичем Стрелковым.

С одной стороны, это непрофильная книга для звукорежиссёров, это пособие для актёров, с другой — «первое и единственное издание в России, посвящённое озвучиванию и дублированию фильмов». А этим как раз и занимаются звукорежиссёры.

Книга состоит из 4-х вводных и 9-ти основных глав, словаря и послесловия. Глава «Актёр и студия» написана с привлечением звукорежиссёра Юрия Буюкляна.

Эта книга впервые открывает широкому читателю мир закадрового озвучания и дубляжа.

Несмотря на то, что объём книги меньше 200 страниц, читать её очень сложно. Много вводных слов, цитат, повторов одной и той же мысли, личных суждений автора. На мой взгляд, её надо сократить втрое, и тогда это будет отличное пособие для актёров, которые хотят начать карьеру в озвучании фильмов.
Книга «Искусство озвучивать фильмы», Станислав Стрелков
Отзыв на эту книгу не написал разве что ленивый. «Искусство сведения» Дэвида Гибсона уже давно охарактеризовали как «библию звукорежиссёра». У Гибсона свой подход к объяснению микширования через образы и звуки, хотя такие объяснения не всем могут быть понятны.
Устарели ли его советы? Однозначно, нет. Рекомендую не только прочитать «Искусство сведения», но и посмотреть одноименный фильм, в котором Гибсон максимально подробно рассказывает про создание миксов. Единственный совет – не просто читать, а сразу делать и слушать, так книга и видео принесут максимальную пользу.


«Искусство сведения», Дэвид Гибсон
⭐⭐⭐⭐⭐

Книга «Искусство сведения», Дэвид Гибсон
Неожиданная книга в списке книг для звукорежиссёров – Остин Клео «Кради как художник».
На её прочтение мне потребовался ровно час.
Главная мысль книги заключается в том, что «всё уже создано», копировать кого-то одного - это плагиат, а копировать многих - уже творческая интерпретация.

Всё это работает в живописи, литературе, музыке и, конечно, же звукорежиссуре тоже. Развивайте насмотренность, а точнее «наслушенность», пробуйте повторить, не бойтесь копировать, хотя точная копия у вас вряд ли получится. Звукорежиссёры не очень любят делиться тем, как именно они сделали такой звук или микс, а пока вы «крутите ручки»в поисках «того самого звучания», вам придут в голову свои оригинальные идеи.

В общем, «воровать идеи» и копировать мастеров – есть часть обучения чему бы то ни было.


«Кради как художник», Остин Клеон
⭐⭐⭐⭐

Книга «Кради как художник», Остин Клеон


На данный момент считаю, что это лучшая русскоязычная книга по звуку в кино.

Бери и учись. Анализируй и применяй, пробуй. Читается легко, множество подробнейших примеров. Отличное учебное пособие с интересной подачей. Хочется возвращаться, перечитывать, пересматривать фильмы, ориентируясь на разборы.

«Курс лекций по звукорежиссуре в кино», Екатерина Попова-Эванс
⭐⭐⭐⭐⭐

Отзыв о книге «Курс лекций по звукорежиссуре в кино», Екатерина Попова-Эванс
«Мастер звукозаписи» – биография выдающегося звукорежиссёра – Игоря Петровича Вепринцева. Он 30 лет проработал на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и получил мировое признание благодаря звукозаписям классической музыки.

«Мастер звукозаписи», Артем Аватинян
⭐⭐⭐⭐⭐

Отзыв о книге «Мастер звукозаписи», Артем Аватинян
Абитуриентам, желающим стать звукорежиссёрами, книга даст однозначные ответы на вопросы: связывать ли свою жизнь со звуком, работать ли впоследствии с классикой и нужно ли звукорежиссёру музыкальное образование. Книга побуждает к посещению сайта Игоря Петровича, чтению его статей, знакомству с методами его работы, поиску дополнительной информации.

Сайт И. П. Вепринцева
Большая часть книги описывает личные качества Игоря Петровича: чуткость к музыкальному материалу, сдержанность и сосредоточенность, такт в работе с музыкантами и студентами, высокий профессионализм. «Секретов профессии» в книге мало, глава с описанием случаев из практики не носит рекомендательный характер.
Отзыв о книге «Музыка для всех нас», Леопольд Стоковский
Книга Леопольда Стоковского очень мила, если так можно сказать о книге. В ней восторженно рассказано о музыке с разных сторон: инструментоведения, национальных особенностей, дирижирования и т.д. Есть немного про физику звука на базовом уровне и крайне мало про звукозапись. Хотя надо отметить, что Леопольд Стоковский крайне положительно относился ко всему новому (именно ему мы обязаны той рассадке оркеста, которая есть сейчас), и пророчит большое будущее звукозаписи в целом, а также распространению музыки посредством радио и ТВ. Любопытная книга для расширения кругозора, а также написания учебных работ по музыкальной литературе и подобным дисциплинам.

«Музыка для всех нас», Леопольд Стоковский

«Радио без тайн», Борис Ляшенко
⭐⭐⭐⭐

«Радио без тайн» диктора Бориса Ляшенко - это очень «ламповая» книга, в ней много личных переживаний и эмоций автора. Не считаю её обязательной к прочтению, но для расширения кругозора, для тех, кто интересуется историей страны и становления радио в СССР в частности она будет интересна.


Рекомендую всем, кто в качестве рабочего инструмента использует голос, а также поколению 35+, у которого на слуху имена таких метров как Левитан, Ульянов, Бабочкин, Плятт и других известных дикторов. В книге много воспоминаний, которые вряд ли можно найти в других источниках.
Отзыв о книге «Радио без тайн», Борис Ляшенко
Отзыв о книге «Растревоженный эфир», Ирвин Шоу

«Растревоженный эфир», Ирвин Шоу

Эта художественная книга вроде бы про радио, да не совсем. Здесь вы не найдёте «внутрянки» радиопроизводства, (на что я, если честно, рассчитывала), и только поэтому я ставлю ей одну звезду в моём рейтинге. Прототипом главного героя стал друг Ирвина Шоу - известный теле- и радиопродюсер Хайман Браун. «Растревоженный эфир» - это роман про жизнь и смерть, про любовь и измену, про политику, про общество и жизни отдельно взятых людей, объединенных дружескими, семейными и профессиональными отношениями. Как художественную литературу могу рекомендовать, ну а с точки зрения профессии здесь описаны только взаимоотношения внутри корпораций.
Начнем с того, что монография – это «научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем».


«Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры»,
Анна Бунькова и Сергей Мещеряков

Отзыв о «Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры», Анна Бунькова и Сергей Мещеряков
Грустно, что монография, без внесенных правок, включена в учебный план одного из курсов повышения квалификации звукорежиссёров. Никак не могу рекомендовать к прочтению, разве что вам нужно уточнить какой-то конкретный вопрос.

Что хотели сказать авторы и на какую целевую аудитория рассчитана это монография мне не ясно.
Сначала речь идет о том, что с преподаванием звукорежиссуры для студентов, обучающихся по программе «музыкальные технологии» - проблемы, потом речь о звуковом образе, далее подобный обзор книг по звукорежиссуре, ну и в конце идет речь о распайке кабелей и опыте сматывания проводов от первого лица. Как говорится: «кому?», «зачем?».

В монографии ряд ляпов: «Перед нами звуковая дорожка – а если быть точными, несколько сотен или даже тысяч - в зависимости от программного обеспечения, которое мы используем».
Т.е. количество дорожек зависит от ПО, а не от того, сколько инструментов вы записали или сколько дорожек вы дублировали? И я, кстати, не знаю ПО, которое поддерживает несколько тысяч дорожек.
«Одним из главных составляющих звука является микрофон, а точнее радио-микрофон на гарнитуре». Шта, простите?
Отзыв о книге «Шесть бесед о звуке», Григорий Франк
Небольшая книга, написанная Григорием Яковлевичем Франком, о работе звукорежиссёра на телевидении. Беседы в книге выглядят несколько разрозненно, но на то они и беседы. Первая посвящена проблеме «звук-изображение», вторая и третья — практические советы по записи различных музыкальных коллективов, актуальных на 1971 год, четвертая глава — рассказывает о литературно-драматическом вещании, пятая - кинопроизводству в телевидении (художественные, документальные фильма и фильмы-концерты), а шестая - трансляциям.
Книга мне понравилась тем, что там достаточно много примеров, причем как удачных, так и не очень, а также практических советов, которые не являются панацеей и нуждаются в корректировке с учетом совершенствования звукозаписывающей аппаратуры, но могут стать опорой в работе со звуком.

«Шесть бесед о звуке», Григорий Франк
⭐⭐⭐⭐⭐

Читайте также

  • Приставучий молчит, который не выходит из головы, называется...
    Открыть
  • Звукорежиссеры и изобретатели в алфавитном порядке
    Открыть
  • Открыть