«Взрывной подкаст», Кристина Майнцер
⭐⭐⭐
Книга Кристен Майнцер «Взрывной подкаст» предназначена для новичков, которые хотят попробовать себя в подкастине. Автор разбирает тему создания подкастов, начиная с вопросов: зачем оно вам надо и что вы хотите сказать миру. Затрагивает извечные темы: какое из направлений выбрать, как найти соавтора, как продвигаться и т.д. Кристин Майнцер сказу предупреждает, что в техническую часть погружаться не будет, но говорит о том, что «ужасный звук» и «чрезмерная обработка» могут испортить любую задумку. Большой минус книги лично для меня в популярной «американской подаче» - «выше, быстрее, сильнее, чувак, жги, у тебя всё получится, у всех у нас не получалось, но мы верили и смогли».
«Всё, что было не со мной, помню», Борис Венгеровский
⭐⭐⭐⭐⭐
Уникальная книга, написанная от первого лица — такую информацию вы вряд ли где-то найдёте. Это воспоминания старейшего звукорежиссёра «Мосфильма» Бориса Владимировича Венгеровского. Среди фильмов, сделанных Борисов Владимировичем, такие как: «Обыкновенный фашизм», «Июльский дождь», «Спорт, спорт, спорт», «Я свободен, я ничей» и многие другие. Можно сказать, что «Всё, что было не со мной, помню» — единственная книга об истории звукового кино, рассказанная через судьбы пяти поколений мосфильмовских звукорежиссёров: от пионеров звука до тех, кто работает на студии сегодня. В лучшем случае о звукорежиссёрах старой школы можно найти сухие факты в интернете, а вот понять, какими они были людьми можно из этой книги. Ценный экземпляр в моей коллекции. Рекомендую всем, кто работает со звуком в кино. Наверняка найдёте что-то интересное про своих учителей — и про их учителей тоже.
«Голос техники», Лиля Кагановская
⭐⭐⭐
Это, как и написано на обложке, книга о переходе советского кино к звуку в период с 1928 по 1935 годы. Если вы решили приятно "скоротать вечерок" с этой книгой - то это, плохая идея. Это научная работа, потому читать книгу непросто. На каждой странице множество ссылок и сносок, а объем библиографии, источников и предметно-именного указателя действительно впечатляет. В книге много повторов, с помощью которых автор доказывает свои предположения то одним, то другим способом. Ощущение, что вы попали на защиту диссертации. Книга будет интересна кинематографистам и тем, кто в том или ином виде занимается изучением СССР. Искренне считаю, что для широкого читателя подобные книги необходимо адаптировать. Из явных плюсов: подробнейший разбор фильмов и те факты о советском кинематографе, о которых я раньше нигде не читала. Интересно, но с поправочкой!
«Забыться в звуке. Берлин, техно и easyJet», Рапп Тобиас
Для меня это оказалась абсолютно нулевая книга! Один балл накинула за Ableton Live, но этой программе посвящена одна небольшая глава в конце книги. Если вы не разбираетесь в техно и никогда не были на тусовках в Берлине, то вам вряд ли будет интересно. Однако, если вы разбираетесь, то всё, что написано в этой книге вы, скорее всего, итак знаете. Про звук тут нет ничего, кроме словосочетаний, вроде: "новая звуковая система". Повествование строится примерно так: "У клуба N собралась толпа, раньше в этом клубе тусовались такие люди, а теперь такие, музыка была всегда такая и этот клуб вау! А в этом клубе собирается другая публика, вон там два парня из Италии, они обсуждают диджея, который сегодня играет, завтра мы пойдем на афтепати, а сегодня мы идем домой". И так будет на протяжении 270 страниц. Я, конечно, несколько утрирую, но именно такое впечатление произвела на меня эта книга. Кроме того, описываемые события относятся к 2007/08 годам, и многое, вероятнее всего, уже настолько неактуально, что попахивает нафталином. Увы, мои ожидания от этой книги и реальность - не совпали.
«Записки звукорежиссёра», Екатерина Попова-Эванс
⭐⭐⭐⭐⭐

Счастье, что Екатерина Джоновна Попова Эванс успела написать эту книгу. Легенда Мосфильма, трехкратный Лауреат премии «Ника», выдающийся педагог, красивая и мудрая женщина…

Рекомендую книгу к прочтению не только звукорежиссёрам или тем, кто хочет им стать, но и тем, кому не чужд отечественный кинематограф и процесс создания фильмов. Читается на одном дыхании.

Книга получилась очень личная и очень честная: про взаимоотношения с известнейшими режиссёрами, про жизнь в СССР в разные периоды времени, про непростой профессиональный и жизненный путь. Эта книга в пух и прах разбивает миф о том, что быть звукорежиссёром легко и просто.

Считаю, что тем, кому довелось работать с Екатериной Джоновной или учиться у неё сильно повезло.

Я дважды читала эту книгу и каждый раз она давалась мне с трудом. Огромный плюс в том, что Александра Владимировна Крылова сделала звуковую рекламу объектом научного исследования и написала об этом. Она обобщила разрозненные факты о звуковой рекламе: затронула историю возникновения, связь с другими видами искусств, разъяснила понятия музыкального логотипа и слогана, рекламной песни.

Но, книга написана «сухим» научным языком, читать её сложно.
На мой взгляд, она не соответствует заявленной целевой аудитории — будущим маркетологам и рекламистам. Она рассчитана на людей, окончивших минимум музыкальную школу, а лучше училище. Считаю книгу полезной композиторам, которые хотят писать музыку для рекламы, и звукорежиссерам радио и телевидения.
«Звук в рекламе», Александра Крылова
⭐⭐
«Звукорежиссер души», Софья Кутузова
⭐⭐⭐⭐⭐
Книга, написанная простым языком, но не для чайников. Простая, но не упрощающая теорию, терминологию и технологии. Это набор инструкций, но для тех, кто шарит или хочет разобраться и углубиться в тему. Потому что для тех, кто не шарит, эта информация и набор чек-листов будут бесполезны. Жаль, что такой книги не было лет 15-20 тому назад, когда я работала на музыкальной студии. Книга получилась небольшой по объёму, при этом внушительной по количеству затронутых тем.
Рекомендую её всем, кто так или иначе связан с работой со звуком, причем не только звукорежиссёрам, но и музыкантам, вокалистам, продюсерам. Совершенно точно она пригодится студентам и новичкам, а также самоучкам, которые работают по наитию и не всегда могут объяснить, что именно и почему они делают. Что касается матёрых профессионалов, то им книга будет как минимум любопытна. Единственный минус для меня - это лирические отступления со смайлами, с одной стороны этот приём сближает автора с аудиторией, с другой - снимает уровень серьёзности подачи материала, но, может, так оно и было задумано. В общем, моя рекомендация: найти, купить, прочитать, иметь под рукой, при необходимости пользоваться.
«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра» – книга удивительного человека, выдающегося режиссера монтажа и звукорежиссёра
Уолтера Мёрча. Он единственный в мире, кто получил два «Оскара» за один фильм.

«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра», Уолтер Мёрч
⭐⭐⭐⭐
Единственное за что я поставила 4 звезды, а не 5, так это за «рваное», на мой взгляд, повествование. Поскольку это фрагменты лекций, то и книга получилась несколько фрагментарной. Где-то хотелось бы углубиться в технические аспекты, где-то наоборот «проскочить» лирические отступления. Главы будто бы каждая сама по себе, но в целом, безумно интересно «подсмотреть в замочную скважину», как живут и работают люди такого масштаба. Спойлер: да, они тоже работали без сна и отдыха перед фестивалем, и да, Уолтер Мёрч один фильм делал в собственном гараже.

Книга интересна широкому кругу читателей, а кинематографистам, считаю, обязательна к прочтению. В книге много личного и профессионального, о работе с выдающимися режиссёрами, о системах и принципах монтажа, об отборе материала, который в последствии превратится в художественный или документальный фильм, о переходе из аналога в цифру и какие в связи с этим были трудности, и многое-многое другое.
«Искусство озвучивать фильмы», Станислав Стрелков
⭐⭐
«Искусство озвучивать фильмы» — книга, написанная актёром театра и кино, диктором, актёром и режиссёром дубляжа — Станиславом Юрьевичем Стрелковым.

С одной стороны, это непрофильная книга для звукорежиссёров, это пособие для актёров, с другой — «первое и единственное издание в России, посвящённое озвучиванию и дублированию фильмов». А этим как раз и занимаются звукорежиссёры.

Книга состоит из 4-х вводных и 9-ти основных глав, словаря и послесловия. Глава «Актёр и студия» написана с привлечением звукорежиссёра Юрия Буюкляна.

Эта книга впервые открывает широкому читателю мир закадрового озвучания и дубляжа.

Несмотря на то, что объём книги меньше 200 страниц, читать её очень сложно. Много вводных слов, цитат, повторов одной и той же мысли, личных суждений автора. На мой взгляд, её надо сократить втрое, и тогда это будет отличное пособие для актёров, которые хотят начать карьеру в озвучании фильмов.
Отзыв на эту книгу не написал разве что ленивый. «Искусство сведения» Дэвида Гибсона уже давно охарактеризовали как «библию звукорежиссёра».

У Гибсона свой подход к объяснению микширования через образы и звуки, хотя такие объяснения не всем могут быть понятны.

Устарели ли его советы? Однозначно, нет. Рекомендую не только прочитать «Искусство сведения», но и посмотреть одноименный фильм, в котором Гибсон максимально подробно рассказывает про создание миксов.
Единственный совет – не просто читать, а сразу делать и слушать, так книга и видео принесут максимальную пользу.

«Искусство сведения», Дэвид Гибсон
⭐⭐⭐⭐⭐
Неожиданная книга в списке книг для звукорежиссёров – Остин Клео «Кради как художник».
На её прочтение мне потребовался ровно час.
Главная мысль книги заключается в том, что «всё уже создано», копировать кого-то одного - это плагиат, а копировать многих - уже творческая интерпретация.

Всё это работает в живописи, литературе, музыке и, конечно, же звукорежиссуре тоже. Развивайте насмотренность, а точнее «наслушенность», пробуйте повторить, не бойтесь копировать, хотя точная копия у вас вряд ли получится. Звукорежиссёры не очень любят делиться тем, как именно они сделали такой звук или микс, а пока вы «крутите ручки»в поисках «того самого звучания», вам придут в голову свои оригинальные идеи.

В общем, «воровать идеи» и копировать мастеров – есть часть обучения чему бы то ни было.

«Кради как художник», Остин Клеон
⭐⭐⭐⭐


На данный момент считаю, что это лучшая русскоязычная книга по звуку в кино.

Бери и учись. Анализируй и применяй, пробуй. Читается легко, множество подробнейших примеров. Отличное учебное пособие с интересной подачей. Хочется возвращаться, перечитывать, пересматривать фильмы, ориентируясь на разборы.

«Курс лекций по звукорежиссуре в кино», Екатерина Попова-Эванс
⭐⭐⭐⭐⭐

«Мастер звукозаписи» – биография выдающегося звукорежиссёра – Игоря Петровича Вепринцева. Он 30 лет проработал на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и получил мировое признание благодаря звукозаписям классической музыки.
«Мастер звукозаписи», Артем Аватинян
⭐⭐⭐⭐⭐
Абитуриентам, желающим стать звукорежиссёрами, книга даст однозначные ответы на вопросы: связывать ли свою жизнь со звуком, работать ли впоследствии с классикой и нужно ли звукорежиссёру музыкальное образование. Книга побуждает к посещению сайта Игоря Петровича, чтению его статей, знакомству с методами его работы, поиску дополнительной информации.

Сайт И. П. Вепринцева
Большая часть книги описывает личные качества Игоря Петровича: чуткость к музыкальному материалу, сдержанность и сосредоточенность, такт в работе с музыкантами и студентами, высокий профессионализм. «Секретов профессии» в книге мало, глава с описанием случаев из практики не носит рекомендательный характер.
Книга Леопольда Стоковского очень мила, если так можно сказать о книге. В ней восторженно рассказано о музыке с разных сторон: инструментоведения, национальных особенностей, дирижирования и т.д. Есть немного про физику звука на базовом уровне и крайне мало про звукозапись. Хотя надо отметить, что Леопольд Стоковский крайне положительно относился ко всему новому (именно ему мы обязаны той рассадке оркеста, которая есть сейчас), и пророчит большое будущее звукозаписи в целом, а также распространению музыки посредством радио и ТВ. Любопытная книга для расширения кругозора, а также написания учебных работ по музыкальной литературе и подобным дисциплинам.
«Музыка для всех нас», Леопольд Стоковский
«Радио без тайн», Борис Ляшенко
⭐⭐⭐⭐
«Радио без тайн» диктора Бориса Ляшенко - это очень «ламповая» книга, в ней много личных переживаний и эмоций автора. Не считаю её обязательной к прочтению, но для расширения кругозора, для тех, кто интересуется историей страны и становления радио в СССР в частности она будет интересна.


Рекомендую всем, кто в качестве рабочего инструмента использует голос, а также поколению 35+, у которого на слуху имена таких метров как Левитан, Ульянов, Бабочкин, Плятт и других известных дикторов. В книге много воспоминаний, которые вряд ли можно найти в других источниках.
«Растревоженный эфир», Ирвин Шоу
Эта художественная книга вроде бы про радио, да не совсем. Здесь вы не найдёте «внутрянки» радиопроизводства, (на что я, если честно, рассчитывала), и только поэтому я ставлю ей одну звезду в моём рейтинге. Прототипом главного героя стал друг Ирвина Шоу - известный теле- и радиопродюсер Хайман Браун. «Растревоженный эфир» - это роман про жизнь и смерть, про любовь и измену, про политику, про общество и жизни отдельно взятых людей, объединенных дружескими, семейными и профессиональными отношениями. Как художественную литературу могу рекомендовать, ну а с точки зрения профессии здесь описаны только взаимоотношения внутри корпораций.
Начнем с того, что монография – это «научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем».

«Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры»,
Анна Бунькова и Сергей Мещеряков
Грустно, что монография, без внесенных правок, включена в учебный план одного из курсов повышения квалификации звукорежиссёров. Никак не могу рекомендовать к прочтению, разве что вам нужно уточнить какой-то конкретный вопрос.

Что хотели сказать авторы и на какую целевую аудитория рассчитана это монография мне не ясно.
Сначала речь идет о том, что с преподаванием звукорежиссуры для студентов, обучающихся по программе «музыкальные технологии» - проблемы, потом речь о звуковом образе, далее подобный обзор книг по звукорежиссуре, ну и в конце идет речь о распайке кабелей и опыте сматывания проводов от первого лица. Как говорится: «кому?», «зачем?».

В монографии ряд ляпов: «Перед нами звуковая дорожка – а если быть точными, несколько сотен или даже тысяч - в зависимости от программного обеспечения, которое мы используем».
Т.е. количество дорожек зависит от ПО, а не от того, сколько инструментов вы записали или сколько дорожек вы дублировали? И я, кстати, не знаю ПО, которое поддерживает несколько тысяч дорожек.
«Одним из главных составляющих звука является микрофон, а точнее радио-микрофон на гарнитуре». Шта, простите?
Небольшая книга, написанная Григорием Яковлевичем Франком, о работе звукорежиссёра на телевидении. Беседы в книге выглядят несколько разрозненно, но на то они и беседы. Первая посвящена проблеме «звук-изображение», вторая и третья — практические советы по записи различных музыкальных коллективов, актуальных на 1971 год, четвертая глава — рассказывает о литературно-драматическом вещании, пятая - кинопроизводству в телевидении (художественные, документальные фильма и фильмы-концерты), а шестая - трансляциям.
Книга мне понравилась тем, что там достаточно много примеров, причем как удачных, так и не очень, а также практических советов, которые не являются панацеей и нуждаются в корректировке с учетом совершенствования звукозаписывающей аппаратуры, но могут стать опорой в работе со звуком.
«Шесть бесед о звуке», Григорий Франк
⭐⭐⭐⭐⭐
КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ
КАК СТАТЬ
ЗВУКОРЕЖИССЕРОМ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...