Начнем с того, что монография - это «научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем».
Бунькова А.Д., Мещеряков С.Н.
«Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры»
Грустно, что монография, без внесенных правок, включена в учебный план одного из курсов повышения квалификации звукорежиссёров. Никак не могу рекомендовать к прочтению, разве что вам нужно уточнить какой-то конкретный вопрос.

Что хотели сказать авторы и на какую целевую аудитория рассчитана это монография мне не ясно.
Сначала речь идет о том, что с преподаванием звукорежиссуры для студентов, обучающихся по программе "музыкальные технологии" - проблемы, потом речь о звуковом образе, далее подобный обзор книг по звукорежиссуре, ну и в конце идет речь о распайке кабелей и опыте сматывания проводов от первого лица. Как говорится: «кому?», «зачем?».

В монографии ряд ляпов: «Перед нами звуковая дорожка - а если быть точными, несколько сотен или даже тысяч - в зависимости от программного обеспечения, которое мы используем».
Т.е. количество дорожек зависит от ПО, а не от того, сколько инструментов вы записали или сколько дорожек вы дублировали? И я, кстати, не знаю ПО, которое поддерживает несколько тысяч дорожек.
«Одним из главных составляющих звука является микрофон, а точнее радио-микрофон на гарнитуре». Шта, простите?
«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра» - книга удивительного человека, выдающегося режиссера монтажа и звукорежиссёра
Уолтера Мёрча. Он единственный в мире, кто получил два «Оскара» за один фильм.
У. Мёрч
«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра»
⭐⭐⭐⭐
Единственное за что я поставила 4 звезды, а не 5, так это за "рваное", на мой взгляд, повествование. Поскольку это фрагменты лекций, то и книга получилась несколько фрагментарной. Где-то хотелось бы углубиться в технические аспекты, где-то наоборот "проскочить" лирические отступления. Главы будто бы каждая сама по себе, но в целом, безумно интересно "подсмотреть в замочную скважину", как живут и работают люди такого масштаба. Спойлер: да, они тоже работали без сна и отдыха перед фестивалем, и да, Уолтер Мёрч один фильм делал в собственном гараже.

Книга интересна широкому кругу читателей, а кинематографистам, считаю, обязательна к прочтению. В книге много личного и профессионального, о работе с выдающимися режиссёрами, о системах и принципах монтажа, об отборе материала, который в последствии превратится в художественный или документальный фильм, о переходе из аналога в цифру и какие в связи с этим были трудности, и многое-многое другое.
«Мастер звукозаписи» – биография выдающегося звукорежиссёра – Игоря Петровича Вепринцева. Он 30 лет проработал на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и получил мировое признание благодаря звукозаписям классической музыки.
А. Аватинян «Мастер звукозаписи»
⭐⭐⭐⭐⭐
Абитуриентам, желающим стать звукорежиссёрами, книга даст однозначные ответы на вопросы: связывать ли свою жизнь со звуком, работать ли впоследствии с классикой и нужно ли звукорежиссёру музыкальное образование. Книга побуждает к посещению сайта Игоря Петровича, чтению его статей, знакомству с методами его работы, поиску дополнительной информации.

Сайт И. П. Вепринцева http://veprintsev.ru/
Большая часть книги описывает личные качества Игоря Петровича: чуткость к музыкальному материалу, сдержанность и сосредоточенность, такт в работе с музыкантами и студентами, высокий профессионализм. «Секретов профессии» в книге мало, глава с описанием случаев из практики не носит рекомендательный характер.
Б. П. Ляшенко, «Радио без тайн»
⭐⭐⭐⭐
«Радио без тайн» диктора Бориса Ляшенко - это очень «ламповая» книга, в ней много личных переживаний и эмоций автора. Не считаю её обязательной к прочтению, но для расширения кругозора, для тех, кто интересуется историей страны и становления радио в СССР в частности она будет интересна.


Рекомендую всем, кто в качестве рабочего инструмента использует голос, а также поколению 35+, у которого на слуху имена таких метров как Левитан, Ульянов, Бабочкин, Плятт и других известных дикторов. В книге много воспоминаний, которые вряд ли можно найти в других источниках.
E. Д. Попова Эванс, «Записки звукорежиссёра»
⭐⭐⭐⭐⭐

Счастье, что Екатерина Джоновна Попова Эванс успела написать эту книгу. Легенда Мосфильма, трехкратный Лауреат премии «Ника», выдающийся педагог, красивая и мудрая женщина…

Рекомендую книгу к прочтению не только звукорежиссёрам или тем, кто хочет им стать, но и тем, кому не чужд отечественный кинематограф и процесс создания фильмов. Читается на одном дыхании.

Книга получилась очень личная и очень честная: про взаимоотношения с известнейшими режиссёрами, про жизнь в СССР в разные периоды времени, про непростой профессиональный и жизненный путь. Эта книга в пух и прах разбивает миф о том, что быть звукорежиссёром легко и просто.

Считаю, что тем, кому довелось работать с Екатериной Джоновной или учиться у неё сильно повезло.



На данный момент считаю, что это лучшая русскоязычная книга по звуку в кино.

Бери и учись. Анализируй и применяй, пробуй. Читается легко, множество подробнейших примеров. Отличное учебное пособие с интересной подачей. Хочется возвращаться, перечитывать, пересматривать фильмы, ориентируясь на разборы.

E. Д. Попова Эванс, «Курс лекций по звукорежиссуре в кино»
⭐⭐⭐⭐⭐

Я дважды читала эту книгу и каждый раз она давалась мне с трудом. Огромный плюс в том, что Александра Владимировна Крылова сделала звуковую рекламу объектом научного исследования и написала об этом. Она обобщила разрозненные факты о звуковой рекламе: затронула историю возникновения, связь с другими видами искусств, разъяснила понятия музыкального логотипа и слогана, рекламной песни.

Но, книга написана «сухим» научным языком, читать её сложно.
На мой взгляд, она не соответствует заявленной целевой аудитории — будущим маркетологам и рекламистам. Она рассчитана на людей, окончивших минимум музыкальную школу, а лучше училище. Считаю книгу полезной композиторам, которые хотят писать музыку для рекламы, и звукорежиссерам радио и телевидения.
А. В. Крылова, «Звук в рекламе»
⭐⭐
С. Ю. Стрелков, «Искусство озвучивать фильмы»
⭐⭐
«Искусство озвучивать фильмы» — книга, написанная актёром театра и кино, диктором, актёром и режиссёром дубляжа — Станиславом Юрьевичем Стрелковым.

С одной стороны, это непрофильная книга для звукорежиссёров, это пособие для актёров, с другой — «первое и единственное издание в России, посвящённое озвучиванию и дублированию фильмов». А этим как раз и занимаются звукорежиссёры.

Книга состоит из 4-х вводных и 9-ти основных глав, словаря и послесловия. Глава «Актёр и студия» написана с привлечением звукорежиссёра Юрия Буюкляна.

Эта книга впервые открывает широкому читателю мир закадрового озвучания и дубляжа.

Несмотря на то, что объём книги меньше 200 страниц, читать её очень сложно. Много вводных слов, цитат, повторов одной и той же мысли, личных суждений автора. На мой взгляд, её надо сократить втрое, и тогда это будет отличное пособие для актёров, которые хотят начать карьеру в озвучании фильмов.
Небольшая книга, написанная Григорием Яковлевичем Франком, о работе звукорежиссёра на телевидении. Беседы в книге выглядят несколько разрозненно, но на то они и беседы. Первая посвящена проблеме «звук-изображение», вторая и третья — практические советы по записи различных музыкальных коллективов, актуальных на 1971 год, четвертая глава — рассказывает о литературно-драматическом вещании, пятая - кинопроизводству в телевидении (художественные, документальные фильма и фильмы-концерты), а шестая - трансляциям.
Книга мне понравилась тем, что там достаточно много примеров, причем как удачных, так и не очень, а также практических советов, которые не являются панацеей и нуждаются в корректировке с учетом совершенствования звукозаписывающей аппаратуры, но могут стать опорой в работе со звуком.
Г. Я. Франк, «Шесть бесед о звуке»
⭐⭐⭐⭐⭐
Книга Леопольда Стоковского очень мила, если так можно сказать о книге. В ней восторженно рассказано о музыке с разных сторон: инструментоведения, национальных особенностей, дирижирования и т.д. Есть немного про физику звука на базовом уровне и крайне мало про звукозапись. Хотя надо отметить, что Леопольд Стоковский крайне положительно относился ко всему новому (именно ему мы обязаны той рассадке оркеста, которая есть сейчас), и пророчит большое будущее звукозаписи в целом, а также распространению музыки посредством радио и ТВ. Любопытная книга для расширения кругозора, а также написания учебных работ по музыкальной литературе и подобным дисциплинам.
Л. Стоковский, «Музыка для всех нас»
И. Шоу, «Растревоженный эфир»
Эта художественная книга вроде бы про радио, да не совсем. Здесь вы не найдёте «внутрянки» радиопроизводства, (на что я, если честно, рассчитывала), и только поэтому я ставлю ей одну звезду в моём рейтинге. Прототипом главного героя стал друг Ирвина Шоу - известный теле- и радиопродюсер Хайман Браун. «Растревоженный эфир» - это роман про жизнь и смерть, про любовь и измену, про политику, про общество и жизни отдельно взятых людей, объединенных дружескими, семейными и профессиональными отношениями. Как художественную литературу могу рекомендовать, ну а с точки зрения профессии здесь описаны только взаимоотношения внутри корпораций.
К. Майнцер, «Взрывной подкаст»
⭐⭐⭐
Книга Кристен Майнцер «Взрывной подкаст» предназначена для новичков, которые хотят попробовать себя в подкастине. Автор разбирает тему создания подкастов, начиная с вопросов: зачем оно вам надо и что вы хотите сказать миру. Затрагивает извечные темы: какое из направлений выбрать, как найти соавтора, как продвигаться и т.д. Кристин Майнцер сказу предупреждает, что в техническую часть погружаться не будет, но говорит о том, что «ужасный звук» и «чрезмерная обработка» могут испортить любую задумку. Большой минус книги лично для меня в популярной «американской подаче» - «выше, быстрее, сильнее, чувак, жги, у тебя всё получится, у всех у нас не получалось, но мы верили и смогли».
С. Кутузова, «Звукорежиссер души»
⭐⭐⭐⭐⭐
Книга, написанная простым языком, но не для чайников. Простая, но не упрощающая теорию, терминологию и технологии. Это набор инструкций, но для тех, кто шарит или хочет разобраться и углубиться в тему. Потому что для тех, кто не шарит, эта информация и набор чек-листов будут бесполезны. Жаль, что такой книги не было лет 15-20 тому назад, когда я работала на музыкальной студии. Книга получилась небольшой по объёму, при этом внушительной по количеству затронутых тем.
Рекомендую её всем, кто так или иначе связан с работой со звуком, причем не только звукорежиссёрам, но и музыкантам, вокалистам, продюсерам. Совершенно точно она пригодится студентам и новичкам, а также самоучкам, которые работают по наитию и не всегда могут объяснить, что именно и почему они делают. Что касается матёрых профессионалов, то им книга будет как минимум любопытна. Единственный минус для меня - это лирические отступления со смайлами, с одной стороны этот приём сближает автора с аудиторией, с другой - снимает уровень серьёзности подачи материала, но, может, так оно и было задумано. В общем, моя рекомендация: найти, купить, прочитать, иметь под рукой, при необходимости пользоваться.
Л. Кагановская, «Голос техники»
⭐⭐⭐
Это, как и написано на обложке, книга о переходе советского кино к звуку в период с 1928 по 1935 годы. Если вы решили приятно "скоротать вечерок" с этой книгой - то это, плохая идея. Это научная работа, потому читать книгу непросто. На каждой странице множество ссылок и сносок, а объем библиографии, источников и предметно-именного указателя действительно впечатляет. В книге много повторов, с помощью которых автор доказывает свои предположения то одним, то другим способом. Ощущение, что вы попали на защиту диссертации. Книга будет интересна кинематографистам и тем, кто в том или ином виде занимается изучением СССР. Искренне считаю, что для широкого читателя подобные книги необходимо адаптировать. Из явных плюсов: подробнейший разбор фильмов и те факты о советском кинематографе, о которых я раньше нигде не читала. Интересно, но с поправочкой!
Р. Тобиас, «Забыться в звуке. Берлин, техно и easyJet»
Для меня это оказалась абсолютно нулевая книга! Один балл накинула за Ableton Live, но этой программе посвящена одна небольшая глава в конце книги. Если вы не разбираетесь в техно и никогда не были на тусовках в Берлине, то вам вряд ли будет интересно. Однако, если вы разбираетесь, то всё, что написано в этой книге вы, скорее всего, итак знаете. Про звук тут нет ничего, кроме словосочетаний, вроде: "новая звуковая система". Повествование строится примерно так: "У клуба N собралась толпа, раньше в этом клубе тусовались такие люди, а теперь такие, музыка была всегда такая и этот клуб вау! А в этом клубе собирается другая публика, вон там два парня из Италии, они обсуждают диджея, который сегодня играет, завтра мы пойдем на афтепати, а сегодня мы идем домой". И так будет на протяжении 270 страниц. Я, конечно, несколько утрирую, но именно такое впечатление произвела на меня эта книга. Кроме того, описываемые события относятся к 2007/08 годам, и многое, вероятнее всего, уже настолько неактуально, что попахивает нафталином. Увы, мои ожидания от этой книги и реальность - не совпали.
КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ
КАК СТАТЬ
ЗВУКОРЕЖИССЕРОМ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Творческий блог звукорежиссёра
Made on
Tilda