«Мастер записи» – биография выдающегося звукорежиссёра – Игоря Петровича Вепринцева. Он 30 лет проработал на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и получил мировое признание благодаря звукозаписям классической музыки.
А. Аватинян «Мастер звукозаписи»
⭐⭐⭐⭐⭐
КАК СТАТЬ
ЗВУКОРЕЖИССЕРОМ
Творческий блог звукорежиссёра
Б. П. Ляшенко, «Радио без тайн»
⭐⭐⭐⭐
Это очень «ламповая» книга, в ней много личных переживаний и эмоций автора. Не считаю её обязательной к прочтению, но для расширения кругозора, тех, кто интересуется историей страны и становления радио в СССР в частности.
Рекомендую всем, кто в качестве рабочего инструмента использует голос, а также старшему поколению 35+, для тех, у кого на слуху такие метры как Левитан, Ульянов, Бабочкин, Плятт и других известных дикторов. В книге много воспоминаний, которые вряд ли можно найти в других источниках.
E. Д. Попова Эванс, «Записки звукорежиссёра»
⭐⭐⭐⭐⭐
На данный момент считаю, что это лучшая русскоязычная книга по звуку в кино.
Бери и учись. Анализируй и применяй, пробуй. читается легко, множество подробнейших примеров. Отличное учебное пособие с интересной подачей. Хочется возвращаться, перечитывать, пересматривать фильмы, ориентируясь на разборы.
E. Д. Попова Эванс,
«Курс лекций по звукорежиссуре в кино»
⭐⭐⭐⭐⭐
Счастье, что Екатерина Джоновна Попова Эванс успела написать эту книгу. Легенда Мосфильма, трехкратный Лауреат премии «Ника», выдающийся педагог, красивая и мудрая женщина…
Рекомендую книгу к прочтению не только звукорежиссёрам или тем, кто хочет им стать, но и тем, кому не чужд отечественный кинематограф и процесс создания фильмов. Читается на одном дыхании.
Книга получилась очень личная и очень честная: про взаимоотношения с известнейшими режиссёрами, про жизнь в СССР в разные периоды времени, про непростой профессиональный и жизненный путь. Эта книга в пух и прах разбивает миф о том, что быть звукорежиссёром легко и просто.
Считаю, что тем, кому довелось работать с Екатериной Джоновной или учиться у неё сильно повезло.
Я дважды читала эту книгу и каждый раз она давалась мне с трудом. Огромный плюс в том, что Александра Владимировна Крылова сделала звуковую рекламу объектом научного исследования и написала об этом. Она обобщила разрозненные факты о звуковой рекламе: затронула историю возникновения, связь с другими видами искусств, разъяснила понятия музыкального логотипа и слогана, рекламной песни.
Но, книга написана «сухим» научным языком, читать её сложно.
На мой взгляд онане соответствует заявленной целевой аудитории — будущим маркетологам и рекламистам.
Она рассчитана на людей, окончивших музыкальную школу, а лучше училище. - Считаю ее полезной композиторам, которые хотят писать музыку для рекламы.
А. В. Крылова, «Звук в рекламе»
⭐⭐
С. Ю. Стрелков, «Искусство озвучивать фильмы»
⭐⭐
«Искусство озвучивать фильмы» — книга, написанная актёром театра и кино, диктором, актёром и режиссёром дубляжа — Станиславом Юрьевичем Стрелковым.
С одной стороны, это непрофильная книга для звукорежиссёров, это пособие для актёров, с другой — «первое и единственное издание в России, посвящённое озвучиванию и дублированию фильмов». А этим как раз и занимаются звукорежиссёры.
Книга состоит из 4-х вводных и 9-ти основных глав, словаря в середине и послесловия. Глава «Актёр и студия» написана с привлечением звукорежиссёра Юрия Буюкляна.
Эта книга впервые открывает широкому читателю мир закадрового озвучания и дубляжа.
Несмотря на то, что объём книги меньше 200 страниц, читать её очень сложно. Много вводных слов, цитат, повторов одной и той же мысли, личных суждений автора. На мой взгляд, её надо сократить втрое, и тогда это будет отличное пособие для актёров, которые хотят начать карьеру в озвучании фильмов.
Небольшая книга, написанная Григорием Яковлевичем Франком, о работе звукорежиссёра на телевидении. Беседы в книге выглядят несколько разрозненно, но на то они и беседы. Первая посвящена проблеме «звук-изображение», вторая и третья — практические советы о записи различных музыкальных коллективов, актуальных на 1971 год, четвертая — рассказывает о литературно-драматическом вещании, пятая - кинопроизводству в телевидении (художественные, документальные фильма и фильмы-концерты), а шестая - трансляциям.
Книга мне понравилась тем, что там достаточно много примеров, причем как удачных, так и не очень, а также практических советов, которые, конечно же, не являются панацеей и нуждаются в корректировке с учетом совершенствования звукозаписывающей аппаратуры, но, точно могут стать опорной точкой в работе со звуком.
Г. Я. Франк, «Шесть бесед о звуке»
⭐⭐⭐⭐⭐
Большая часть книги описывает личные качества Игоря Петровича: чуткость к музыкальному материалу, сдержанность и сосредоточенность, такт в работе с музыкантами и студентами, высокий профессионализм. «Секретов профессии» в книге мало, глава с описанием случаев из практики не носит рекомендательный характер.
Абитуриентам, желающим стать звукорежиссёрами, книга даст однозначные ответы на вопросы: связывать ли свою жизнь со звуком, работать ли впоследствии с классикой и нужно ли звукорежиссёру музыкальное образование. Книга побуждает к посещению сайта Игоря Петровича, чтению его статей, знакомству с методами его работы, поиску дополнительной информации.
Сайт И. П. Вепринцева
http://veprintsev.ru/ Книга Леопольда Стоковского очень мила, если так можно сказать о книге. В ней восторженно рассказано о музыке с разных сторон: инструментоведения, национальных особенностей, дирижирования и т.д. Есть немного про физику звука на базовом уровне и крайне мало про звукозапись. Хотя надо отметить, что Леопольд Стоковский крайне положительно относился ко всему новому (именно ему мы обязаны той рассадке оркеста, которая есть сейчас), и пророчит большое будущее звукозаписи в целом, а также распространению музыки посредством радио и ТВ. Любопытная книга для расширения кругозора, а также написания учебных работ по музыкальной литературе и подобным дисциплинам.
Л. Стоковский, «Музыка для всех нас»
⭐
И. Шоу, «Растревоженный эфир»
⭐
Эта художественная книга вроде бы про радио, да не совсем. Здесь вы не найдёте «внутрянки» радиопроизводства, (на что я, если честно рассчитывала), и только поэтому я ставлю ей одну звезду в моём рейтинге. Прототипом главного героя стал друг Ирвина Шоу - известный теле- и радиопродюсер
Хайман Браун. «Растревоженный эфир» - это роман про жизнь, и про смерть, про любовь и измену, про политику, про общество и жизни отдельно взятых людей, объединенных дружескими, семейными и профессиональными отношениями. Как художественную литературу могу рекомендовать, ну а с точки зрения профессии здесь только взаимоотношения внутри корпораций.
К. Майнцер, «Взрывной подкаст»
⭐⭐⭐
Книга Кристен Майнцер «Взрывной подкаст» предназначена для новичков, которые хотят попробовать себя в сфере подкастинга. Автор разбирает тему создания подкастов, начиная с вопросов: зачем оно вам надо и что вы хотите сказать миру. Затрагивает извечные темы: какое из направлений выбрать, как найти соавтора, как продвигаться и т.д. Кристин Майнцер сказу предупреждает, что в техническую часть погружать не будет, но говорит о том, что «ужасный звук» и «чрезмерная обработка» могут испортить любую задумку. Большой минус книги лично для меня в популярной «американской подаче» - «выше, быстрее, сильнее, чувак, жги, у тебя всё получится, у всех у нас не получалось, но мы верили и смогли».