Пожалуй, самый крупный словарь терминов и сленга для звукорежиссеров и тех, кто хочет их понимать.


Первая часть — слова на русском языке, вторая — на английском. Словарь пополняется каждый день, но, если вдруг вы не нашли то, что искали — пишите на почту или в соцсети, и мы непременно добавим в словарь, предложенный вами термин.

A
Авансцена — участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса.

Автомобиль для культурно-массовых мероприятий
— передвижная звукоусилительная станция (ПЗУС) или
передвижной сценический комплекс.

Айдентика (от identity — идентификация) — фирменный стиль.

Айтем (англ. item) — фрагмент, элемент, регион, обрезанный кусочек фонограммы любого размера.

"Акусметр" — в кинематографе, бесплотный звук, не имеющий четкого предела своим возможностям, это персонаж, которого слышно, но не видно. Термин ввёл теоретик и композитор Мишель Шион. Пример: мать в фильме "Психо" (реж. А. Хичкок).

Акустический поролон — фактурный отделочный материал, изготовленный из пенополиуретана с открытой, пористой структурой, который применяется для звукопоглощения и рассеивания звуковых волн в студиях звукозаписи, дикторских, на телевидении, в кинотеатрах и пр.

Акустические репелленты — средства управления поведением животных с помощью искусственно воспроизводимых аудиосигналов, например, для отпугивания птиц от аэродромов, где они могут стать причиной авиакатастрофы.

Акустически-тактильная синестезия — наименее распространенная синестезия (нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой) при которой некоторые звуки могут вызывать ощущения в частях тела.

АМА-сессия — см. AMA

АМС — актёр массовой сцены (массовки).

Аниматроник — механизм, имитирующий движения живого существа в фильмах и тематических парках.

Анмиксинг (англ. unmixing) — разделение дорожек микса.

«АНС» — оптический синтезатор, названный в честь Александра Николаевича Скрябина. Автор — Евгений Мурзин.

Антагонист — персонаж, который контрастирует с другими.

АРРК — Ассоциация работников революционной кинематографии, существовала с 1924 по 1935 годы.

Артефакт — дефект, шум в изображении или звуке, причиной которого являются систематические помехи или особенности технических средств.
Арьерсцена — помещение, примыкающее к сцене сзади.

АСМР — см. ASMR

Ассет или игровой ассет (англ. asset) — набор ресурсов, которые можно использовать игре. Это могут быть готовые программные модули, спрайты, модели, анимации, звуки.

Аудиовизуальный контрапункт — см. Контрапункт

Аудиокарта — см. Звуковая карта

Аудиокнига — озвученный и записанный на носитель текст художественной, учебной или научно-популярной книги.

Аудиокомпоненты — 1). составные части финального микса, например: речь, музыка, эффекты; 2). приборы одной или нескольких систем, которые воспроизводят, записывают или обрабатывают звук.

Аудиолог – врач, определяющий причины дефектов слуха, и разрабатывающий методы лечения болезней, связанных с нарушением слуха, таких как потеря слуха, вестибулярные расстройства (равновесие) и тиннитус (звон в ушах).

Аудиомаркетинг — совокупность музыкальных и рекламных инструментов для воздействия на потребителя. Позволяет исследовать влияние фоновой музыки на человека, а также стимулировать производительность коллектива, повышать лояльность и частоту обращений клиентов.

Аудионаркотики — звуковые файлы с пульсирующими звуками определённых частот, которые якобы вызывают изменённое состояние сознания.

Аудиофил (лат. audio «слышу», др.-греч. φιλ — любить) — человек с высокими требованиями к качеству воспроизведения звука, аппаратуре и месту прослушивания аудиозаписей.

Аудио-эмбедирование — процесс отбирания одной или нескольких звуковых полос, формирование их в пакеты, а затем отправка их во вспомогательное или бланкированное пространство видеосигнала.

Аутригеры — микрофоны, которые располагают перед оркестром, на одной линии с основными микрофонами. Используются для увеличения стереобаза, подмешиваются к сигналу с основных микрофонов.
Б
Баскинг — в одном из значений, соревнование художников по свету, в ходе которого предусмотрено создание и живой показ светового шоу для одной из случайно выбранных музыкальных композиций.

Биоакустика — раздел зоологии, который изучает звуковую сигнализацию животных и их звуковые взаимоотношения, а также принципы кодирования и декодирования звуковой информации.

Бипер (англ. beeper от beep гудок, звуковой сигнал) — 1). общее название разнородных устройств, предназначенных для подачи или связанных со звуковыми сигналами. 2). устройство для генерации тонов DTMF, используемое с телефонами, которые не поддерживают тоновый набор. Его прислоняют к микрофону телефонной трубки и используют его собственную клавиатуру для набора номера или управления системами голосовых меню (IVR). 3). приёмник-передатчик радиосигнала частотой 457 kHz для тех, кто подвержен риску лавинной опасности 4). цифровой пейджер 5). сленговое название встроенного динамика ПК — «спикера».

Бедрум-продюсер или комнатный продюсер — тот, кто делает музыкальный продакшн от задумки до мастеринга, не выходя из дома.

Безмонтажный фильм или безмонтажное кино — фильм без монтажных склеек, как "Русский ковчег" А. Сокурова, снятый за 1 час 27 минут одним дублем без остановки камеры, или с минимальным количеством монтажных склеек, как, например, "Веревка" А. Хичкока, состоящий из 10 кадров.

Блокбастер — высокобюджетный голливудский фильм, приносящий огромные доходы. На английском языке слово «блокбастер» — это мощная авиабомба, способная разрушить целый квартал.

Бобина (от. франц bobine) — катушка, на которую наматывают кинопленку для зарядки киносъемочного или кинопроекционного аппарата, а также катушка для намотки магнитной пленки, используемой в устройствах записи и воспроизведения звука.
Бодипак — см. Bodypack

Бродкаст — см. Broadcast

Брокенбит или «ломаный бит» – жанр электронной музыки, который возник в первой половине 1990-ых годах, в западных районах Лондона.

«Бум» — микрофон на длинном шесте-удочке.

«Бумажный звук» — одна из разновидностей «графического» или «рисованного» звука, который получался посредством покадровый съёмки, нарисованных звуковых волн на мультстанке, когда финальная звуковая дорожка имела «трансверсальную форму». Автор - оператор и режиссёр мультипликационных фильмов Николай Воинов.

Бум-оператор — помощник звукорежиссёра на площадке во время киносъемок, который держит в руках «бум».

Бумщик — см. Бум-оператор

Бутлег — аудио или видеозаписи, составленные и распространяемые без разрешения правообладателя. Но это не пиратские копии, а записи с концертом, радио и телепрограмм, неофициальные сборники и т.д.

Бытовая музыка — музыка, которую мы слышим в быту и которая может звучать из источника, заявленного в кадре, или за кадром.

«БэЗэ» («бэзэшка», «б/з») — изображение без звука, когда звуки сюжета заменены на комментарий диктора.

Бэклайнер — тоже самое, что Техник сцены

Бэнси (кацудо-бэнси или кацубэн) — комментатор, чтец, иногда переводчик, дополнительно поясняющий зрителям действие в немых фильмах. Профессия, свойственная японскому кинематографу, в котором с 1897 до середины 1930-х годов прокат осуществлялся в обязательном сопровождении бэнси.

В
«Ваншот» — (англ. one shot - один удар) в звуке, это сэмпл, который содержит звук одного удара по одному инструменту.

Вариофон — оптический синтезатор, сконструированный Евгением Шолпо, который записывал звук на на 35 мм пленку, с помощью вырезанных зубчатых дисков разной формы, изменявших очертания звуковой дорожки (т.н. трансверсальный контур), и трансмиссии, позволявшей синхронизировать контур и подачу плёнки. Не сохранился.

Вводка — сленговое название введения.

Ветрозащита — аксессуар, который надевается на микрофон, чтобы снизить уровень нежелательных шумов во время записи звука. Бывает: поролоновая, меховая (см. Cобака) и пластиковая (см. Цеппелин).

«Видимая речь» — см. Сонограф

Витафон —система фирмы Warner Bros. снабдавгая изображение звуков с помощью фонографической (механической) записи.

Внутрикадровая музыка — музыкальный номер, исполнение которого является частью событий, происходящих в эпизоде.
Война громкостей (англ. Loudness war) или война за громкость — склонность лейблов звукозаписи к постепенному увеличению громкости записываемой и распространяем музыки, чтобы выделиться на фоне остальных.

«Войсить» (от англ. голос) — сленговое выражение, которое означает записывать голосовые сообщения, относится к аудиосообщениям в соцсетях и мессенджерах.

Войсовер — см. Закадряк или Закадровый перевод. Дословно voice-over — «речь поверх».

Вокоцентризм (в кинематографе) — приоритет человеческого голоса над всеми другими звуками в кино.

Восковой валик (или восковой цилиндр) – аудионоситель, который использовался в фонографе Эдисона.

«Вух» — см. Whoosh

«Вуш» — см. Whoosh
Г
Гаф(ф)ерглавный специалист по свету в съемочной группы (другими словами «художник по свету»). Предположительно слово произошло от от клейкой ленты gaffer tape (тейп), которую используют на съёмочной площадке.

Гастроли — выступление артиста или коллектива вне их основной сцены: на другой сцене, в другом городе или стране.

ГГ — сокращение от Громкоговоритель

Гидрофон — подводный микрофон.

Гидролокатор — средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения.

Гильотинный склеенный пресс — устройство для стыкового склеивания кинопленки с помощью клейкой ленты.

Гир — см. Gear

Генератор электронный — электронная схема, которая выдает периодический, колеблющийся электронный сигнал, в виде синусоидальной, прямоугольной или треугольной волны. Один из примеров — сигналы, передаваемые радио и ТВ-передатчиками, а также звуки, издаваемые электронными звуковыми устройствами, например, биперами.

«Головные телефоны» — устаревшее название наушников.

«Голосовой грим» одно из выразительных средств радиотеатра и радиожурналистики. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Возможно, термин ввел Р. Я. Плятт.

Гонка громкостей — см. Война громкостей

«Графический звук» — одна из технологий записи звука на пленку, когда изображения рисовались прямо на пленке, а затем воспроизводились с помощью звуковой системы. Существенный вклад в развитие технологии внесли Норман Макларен и советские мультипликаторы. Синоним — «рисованный звук», названия, в зависимости от отличий в технологии: «бумажный звук», «организованный звук», «мультипликационный звук», «синтетический звук», «искусственный звук».

«Гроб» — так называли киноаппарат авторства П. Г. Тагера, который часто ломался.

Грув — ритмическое ощущение «качелей», создаваемое игрой музыкантов-барабанщиков, гитаристов и клавишников.

Групповка — часть массовки (не более 10 человек), наделённая репликами, более плотно взаимодействующая в кадре с главными героями фильма.

«Гур-гур» — сленговое определение неразборчивых разговоров массовки, которые плохо прослушиваются, но создают фоновый эффект.

Гургурщик — артист, который записывает гур-гуры.

Д
Даблплейт — 1). Старое название винтовых пластинок низкого качества, которые были записаны в единственном экземпляре и могли быть прослушены пару раз 2). в настоящее время обозначение официально неизданного трека.

Даунбит — см. Даунтемпо

Даунтемпо или даунбит — стиль медленной современной электронной музыки, чаще с с ломанным ритмом.

Двухкарманник — см. Диджейский «карман»

Дейлиз — ежедневная подборка аудиовизуальных материалов, произведенных студией за день, для отчета перед продюсером или заказчиком. Термин «ежедневные выпуски» появился, когда фильмы снимали на пленку, в конце дня отснятый материал проявляли, синхронизировали со звуком и печатали на пленке для того, чтобы на следующий день ее могли отсмотреть режиссер и другие члены съемочной группы.

Демка — демонстрационный материал, предназначенный для узкого круга людей. Это может быть черновая версия песни или звукового решения, нарезка аудио- или видеороликов, рекламы и т.д.

Деэссер (англ. deesser) — прибор обработки звука, уменьшающий уровень избыточно шипящих в речи звуков — с; ш; щ.

Джамп-кат (англ. jump cut) — один из видов монтажной склейки, когда два последовательных кадра одного и того же объекта снимаются с позиции камеры, незначительно отличающейся от позиции на предыдущем кадре, или с такого же ракурса.

Джем-сешн или джем-сейшен (от англ. jam session) — совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему.

ДИГ (дуга интенсивного горения) — осветительный прибор высокой мощности, используемый в кинопроизводстве. Использование ДИГов в павильоне не приветствовалось. При горении угли (внутри лампы) шипели, что мешало записи чистовой фонограммы.

Диджейский «карман» — сленговое название диджейского DVD/CD/MP3/USB/SD-плеера.
Диктор (от лат. dictor — «говорящий») — человек, который на радио или телевидении читает информационные, политические, художественные, рекламные и прочие материалы в прямом эфире или в записи. Для зрителей с проблемами слуха существуют дикторы сурдоперевода.

Динамический диапазон (англ. Dynamic Range) — разница в уровне громкости между самым громким и самым тихим звуком в аудиофайле. Измеряется в децибелах (дБ).

Динамический спектрограф — см. Сонограф

Дискретность — прерывистость и свойство противопоставляемое непрерывности.

Диффузия (звуковая) — равномерное распространение звуковой энергии в данной среде, другими словами процесс, при котором звуковые волны рассеиваются по разным направлениям в помещении.

Диффузор Шрёдера — конструкция, которая рассеивает звук и используется для улучшения акустики помещений.

Додэкаэдр — всенаправленный источник звука, использующийся для акустических измерений.

Докер — область DAW, где размещаются вспомогательные инструменты: микшер, анализаторы и т.д.

Дольщик — член съёмочной бригады, отвечающий за тележку, движущуюся вместе с камерой по рельсам или на колесах. Произошло от названия операторской тележки «Долли».

Драфт — первая сборка фильма после монтажа.

«Дрова» — на сленге так называют драйверы, по-английски см. Drivers, «ставить дрова» означает «устанавливать драйверы».

Дубль — 1). завершенный акт съёмки эпизода или озвучивания реплики 2). вариант съёмки одного и того же кадра с незначительными изменениями 3). сдвинутая по времени (например, +2, +4, +6 часов) копия сетки вещания канала для передачи на разные часовые пояса страны (на телевидении).

Дубляж или дублирование — от слова дубль (двойной) или дублированный перевод. Перевод аудиовизуальных произведений, при котором осуществляется полная замена иностранной речи актёров на другой язык.
Ж
Живой эфир — см. Прямой эфир

Железо — на жаргоне это аппаратное обеспечение компьютера (процессор, память, диски и т. п.).
З
«Заводка» — см. Feedback

«Задувание» — нежелательные призвуки, которые могут возникать при чрезмерно активном произнесении «взрывных» согласных звуков [п], [б], [д] в микрофон.

«Зазывала» — на сленге, комментатор немого кино, который во время демонстрации переводил и интерпретировал интертитры фильма для провинциальной публики другой национальности.

Закадровый голос — голос, который звучит за кадром и описывает события или озвучивает невысказанные мысли персонажа. Это может быть как голос одного из героев, так и независимый рассказчик, не являющегося действующим лицом фильма. Закадровый голос используется в радио-, телепрограммах, кинопроизводстве, театре или других презентациях.

Закадряк или закадровый перевод, он же войсовер — перевод аудиовизуальных произведений, при котором переведённая речь актёром слышна поверх оригинальной звуковой дорожки.

«Запатчить» — на сленге означает назначить все входы и выходы.

«Заявка» — статья «Будущее звуковой фильмы» Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина и Григория Александрова, опубликованная 7 августа 1928 года в «Советском экране».

Звукоблогер — блогер, который ведёт канал тут блог, посвященный звукорежиссуре или сочинению музыки.

Звуковая карта (также звуковая плата или аудиокарта) — дополнительное оборудование персонального компьютера и ноутбука, позволяющее записывать и выводить звук на акустические системы. Первоначально звуковые платы были отдельными картами расширения, устанавливаемые в соответствующий слот. В современных материнских платах представлены в виде интегрированного в материнскую плату аппаратного кодека. Также могут быть представлены в виде отдельного прибора.

Звуковая книга — см. Озвученная книга, не путать с Аудиокнигой

Звуковая панель — см. Саундбар

Звуковая петля — см. Луп

Звуковая плата — см. Звуковая карта

Звуковой контрапункт — см. Контрапункт

Звуковой образ — совокупность звуковых элементов (речь, музыка, шумы), создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представления о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере человека. Звуковой образ является частью идейно-эстетического решения телевизионной передачи или кинофильма.

«Звуковуха» — см. Звуковая карта
Звуковые слои — основные категории звуков в современном кино: диалоги, шумы, куда входят: фоновые шумы (или атмосферы), синхронные шумы (или фоли) и спецэффекты, и музыка.


Звукозрительный контрапункт — см. Контрапункт

Звукозрительный образ — образ, созданный при соединении звука и изображения.

Звуковая машина — 1). аппарат с таймером, воспроизводящий белый шум или звуки природы, помогающие человеку заснуть; 2). название книги Рональда Даля (другие названия: «Звук дерева», «Звуки, которые мы не слышим», «Ультразвуковая машина», «Крик дерева»). Рассказ о человеке, который был увлечен звуком и создал теорию, что существует множество звуков в мире, и люди неспособны услышать их из-за высоких частот, например, вопли срезаемых роз. 3). см. Автомобиль для культурно-массовых мероприятий; 4). одно из названий шумового прибора в театре.

«Звуковая отвертка» — несуществующий в реальной жизни инструмент, пренадлежащий главному герою сериала «Доктор Кто», который воздействует на разные механизмы с помощью звуковых волн.

Звуковая экспликация — часть постановочного сценария, определяющая работу по озвучиванию фильма: синхронных съемок, диалогов, специфических шумов, являющаяся руководством для предварительной и последующей записи музыки, подготовки фонотечного материала и записи естественных звуков, для монтажа звука и перезаписи.

Звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, который осуществляет запись звука на площадке, отслеживает уровни и качество звука шумов и диалогов. Такого человека также могут называть звукорежиссёром. 2). старое название звукорежиссрера, от чего часто происходит путаница между словами «звукооператор» и «звукорежиссёр».

Звукооформитель (или шумовик) — специалист по звукошумовому оформлению, тот, кто воссоздает синхронные шумы.

Звукопередвижка или звукопередвижная станция — автомобиль (раньше чаще всего УАЗик), в салоне которого, установлено оборудование: микшерный пульт, стационарные магнитофоны, усилители, провода и т.д.

Звукорежиссёр (англ. Audio Engineer, Sound Director, Sound Engineer, Recording Engineer) — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой в киноиндустрии, производстве музыки, концертной деятельности, театре, радио и мультимедийных приложениях.

Звукотерапия — техника оздоровления посредством воздействия на слуховой аппарат волновых частот.

Звукотерапевт — специалист, который при помощи звуков оказывает влияние на состояние человека.

«Звучащий крест» (la croix sonore) — музыкальный инструмент, который работал так же, как терменвокс, но выглядел в соответствии с православно-мистическими представлениями автора.

«Зелёнка» (в контексте «снимать на зелёнку») - сленговое название Хромакея.
И
ИБП — источник бесперебойного питания. Обеспечивает приборы электричеством при кратковременном отключении основного источника питания, а защищает от помех в сети основного источника.

ИВОС — аббревиатура по первым буквам фамилий Иванов, Воинов, Сазонов. Группа с 1931 по 1934 годы создала ряд мультипликационных фильмов с синтетическим (рисованным) звуком.

Интертитры (от франц. Intertitre) — специальные кадры с текстом, которые вставляются во время монтажа между двумя кадрами, которые использовались в немом кинематографе.

Интершум — внутрикадровый звук, сопровождающий картинку (шорохи, голоса, шум города и т.д.)

Интро (Intro) — вступление.

Инфразвук — звук с частотой ниже 16 кГЦ.

Исполнительский шум — дыхание музыкантов, скрип мебели, стуки педали рояля или клапанов у деревянных духовых инструментов и т.п. Допускаются в фонограмме, если не мешают восприятию музыки.

Исходники — нетронутые записанные аудио или видео материалы, из которых потом монтируют сюжет, программу, кино, фонограмму.
К
Кавер (англ. cover — досл. «обложка», «оболочка», в данном смысле «копия оригинала»): 1). композиция, перепетая другим исполнителем 2). нетронутая часть одной композиции, которая целиком встраивается в другую, без наложения.

Кадр — в кино, фрагмент киноряда, отдельное изображение или отрезок кинопленки.

Камертон (от нем. kammerton — комнатный звук) — инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука. Применяется для настройки музыкальных инструментов и хористов.

Кампанология — наука, изучающая колокола.

"Каша" — слоновое слово, которое в зависимости от контекста обозначает низкую разборчивость, плохой баланс или крайне плохую прозрачность.

Карманы (в театре) — помещения, примыкающие к сцене с боков.

Кастинг — отбор среди нескольких претендентов актёра (или музыканта), который больше всего соответствующего творческому замыслу.

Кастомизация (от англ. to customize — настраивать, изменять) — индивидуальная настройка программы под конкретного потребителя.

Кей-грип (англ. key grip) — бригадир подсобных рабочих и техников на съемочной площадке.

Кикс — срыв звука или голоса на высокой ноте. Отсюда глагол «киксануть».

Кинокадр —см. Кадр

«Кинокорм» — еда, которой кормят кинематографистов на съемках.

«Киноки» или «кинооки» —творческое объединение советских документалистов в 1920-х, сформировавшееся вокруг Дзиги Вертова.

«Кинооки» — см. «Киноки»

Кинопробы — см. Кастинг

Кинотеатральные фильмы — полнометражные фильмы, изначально сделанные для проката в кинотеатрах.

Киноэкспедиция — съемки на выезде, командировка съёмочной группы.

Клаббер — фанат танцевальных тусовок, постоянный посетитель ночных клубов.

Колосники — решетчатый потолок сцены, на котором размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование.

«Кольцо» — 1). см. Луп, 2). реплика персонажа на определенном тайм-коде, сленговый термин прижился после того, как пленку склеивали для звучания в кольцо
Комбик — гитарный усилитель.

Комнатный продюсер — см. Бедрум-продюсер

Коммутация — выполнение всех предусмотренных для решения данной задачи соединений между элементами звукового тракта.

Компиляция — соединение результатов чужих исследований, идей, произведений без самостоятельной обработки источников, а также сама работа, составленная таким методом.

Конкретная музыка — (фр. musique concrète) — вид авангардной музыки XX века, для создания которой шумы и звуки, подвергаются редактированию, обработке и микшированию. В качестве звукового материала конкретной музыки могут использоваться, например, звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц и т.д.

Контрапункт — намеренно сделанное резкое несовпадение изображения (зрительных образов) и сопровождающего его звука (звуковых образов).

«Корзинка» — см. Микрофонная решётка

Корреспондент (или репортёр) — журналист, который публикует репортажи в печатные СМИ, теле и радиостанции или другие типы компаний, из отдаленного места.

Красная линия (в театре) — 1). линия, по которой проходит антрактовый занавес, служащий границей между главной сценой и авансценой или 2). часть сцены, на которую опускается огнезащитный занавес.

Краут-рок или космическая музыка — направление экспериментальной и психоделической рок-музыки, возникшее в конце 1960-х — начале 1970-х годов в Западной Германии.

Кроссовер (англ. crossover) — устройство, разделяющее спектр входного сигнала на частотные диапазоны.

Кропнуть — отрезать лишнее в фотографии или кадре.

Крупность съёмки — крупность изображений, пойманная в объектив. Деление планов по крупности обычно определяется относительно человека, даже если его нет в кадре. Бывает: дальний, общий (ростовой), средний, крупный и детальный.

Кулисы — мягкая или жесткая декорация, подвешенная по сторонам сцены и закрывающая ее боковые части.
Л
Лайн-ап (англ. line-up) — заявленный состав исполнителей или групп на концерте.

Лид — первый абзац статьи, в котором кратко объясняется проблема и суть публикации. Обычно не более 3-5 строк, 1-3 предложения.

Липсинг — дешевый вариант дубляжа с приблизительной укладкой речи по темпу, без учёта смыканий.

Лихтваген — (от нем. licht — свет и wagen — повозка) передвижной дизель-генератор на автомобильном шасси.

Логопед — специалист, который работает с нарушениями речи: от проблем с произношением отдельных звуков до полного отсутствия речи, например, по причине болезни.

Ложемент — вкладыш или подставка для фиксации продукции.
Локализация или языковая локализация (от лат. locus — «место») — перевод и культурная адаптация продукта (в том числе аудиовизуального) к особенностям определенной страны, региона или группы населения.

Локализация в пространстве — определение местонахождения/положения источника чего-либо (излучения, напр. звука) в пространстве.

«Ломаный бит» — см. Брокенбит

Луп (от англ. loop - "петля") — фрагмент записи, замкнутый в кольцо для циклического воспроизведения.

Люфт или люфт-пауза (от нем. luft — «воздух») — 1). «легчайшая, едва заметная, изящная паузочка, а не остановка на капремонт». 2). в видеомонтаже означает последовательность кадров видеоматериала, где нет голосовой начитки, текстовой информации, есть только видеоряд и музыкальное сопровождение.
М
«Майк» — сленговое название микрофона.

Маркер — метка.

Массовка — актёры массовых сцен (сокращенно встречается АМС). В озвучании «массовка» — актёры, озвучивающие массовые сцены. Как правило, это определённый круг актёров города, не участвующая в съёмках озвучиваемых фильмов. Если в массовки есть конкретный текст, то она превращается в групповку (см. выше).

Мастер-план —непрерывный съёмочный план всей сцены или её значительной части, который служит для фиксации всей сцены и подстраховки при монтаже.

Медиа-панель — см. Саундбар

Меховой фильтр — см. Собака

Мизофония — форма нетерпимости к переденным звукам, вызванная негативным опытом.

Миксаж — более точное (с технической точки зрения) название перезаписи.

Микст — 1. один из приёмов голосообразования, когда голос звучит ровно на всём диапазоне ровно без регистровых переходов 2. передвижной звукосъёмочный аппарат, сконструированный в лаборатории Шорина, Николаем Тимарцевым, благодаря небольшому весу и удобной конструкции подходил для съёмок в труднодоступных на тот момент местах.

Микрофон (от греч. микро — маленький, фони — голос) — электроакустический прибор, преобразующий акустические колебания в электрический сигнал.

Микрофонная решётка («корзинка») — металлический фильтр, который защищает капсюль микрофона от задуваний.

Микшерский паспорт — это специальный бланк, в котором звукорежиссёр распределял фонограммы на разных пленках, учитывая чередование действий в изображении и удобство микширования при перезаписи.

«Минус» (минусовка) — фонограмма без голоса, инструментальная музыка, под которую поют.
Мискаст — в широком смысле несоответствия между первоисточником и киноверсией произведения. В дубляже несоответствии внешности актёра и голоса актёра дубляжа.

Молдинг — «ослышка», связанная с особенностями текста. Например, «вобла Китая» вместо «в облаке тая» или «скрипка лиса» вместо «скрип колеса».
отрезок
Монтаж — отбор и определенное сочетание фрагментов отснятого изображения внутри сцены и выстраивание последовательности сцен.

Монтажно-тонировочный период — то же, что постпродакшн, период, следующий за съёмками, где происходит монтаж изображения и работа со звуком (тонировка).

Монтажный кадр — отрезок кинопленки или часть записи между двумя монтажными склейками или от момента пуска камеры до её остановки. Монтажный кадр - основная производственная единица кинофильма, которая содержит определенный смысловой отрезок (момент действия).

Монтажный план — см. Монтажный кадр

Морфинг (англ. morphing, трансформация) — эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой. Например, гудок паровоза переходит в свисток чайника, стук копыт в стук колёс поезда и т.д.

Музмейкер (англ. music (музыка) maker (производитель), дословно — человек, делающий музыку. Музмейкерами могут называть композитора, сонграйтера (автора песен), аранжировщика, музыканта, звукорежиссера, ди-джея.

Музофон — так называли мобильные телефоны, в которых стало можно прослушивать музыку, и которые постепенно стали вытеснять с рынка MP3-плееры.

МШК — Московская школа кино.

МЭМЭС — Московская экспериментальная студия электронной музыки, основанная Е. Мурзиным в 1966 году, занимавшая первый этаж музея-квартиры см. Скрябина. В состав входили: Э. Артемьев, С. Губайдулина, А. Шнитке и пр.

Мэшап — (от сленг. англ. mash-up — «смешивать композиции», досл. «толочь», «взбивать») — неоригинальное музыкальное произведение, состоящее из двух (реже нескольких) исходных произведений, записанное в студийных условиях путём наложения любой партии одного исходного произведения на похожую партию другого.
Н
Наплыв — оптический или созданный с помощью камеры эффект, который заключается в растворении в кадре одного изображения и одновременном появлении другого.

НДП — надпись (титр) на экране с тайм-кодом. Это может быть название населенного пункта, указание временного отрезка («3 года спустя…») и т.д.

Неовиолена — музыкальный инструмент, созданный А. Гуровым, представляющий собой неоскрипку, где главным звучащим элементов была натянутая металлическая струна.
«Нивотон» — электронно-музыкальный аппарат, созданный для Николаем волновым для воспроизведения бумажного звука.

Нижняя сцена (в театре) — см. Трюм

НИКФИ — Научно-исследовательский кинофотоинститут

Нумератор — см. Хлопушка
О
Обертон — (нем. Ober — высокий, Ton — звук) — призвук, высота которого выше основного тона (отсюда название), входящий в спектр музыкального звука. Наличие обертонов обусловлено сложными колебаниями звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок т.д.). Частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

«Облава» — система монтажа, названная по названию сериала, в котором она применялась. При такой системе на экране нужно было сохранить в кадре каждую реплику героев, поэтому когда один герой заканчивал говорить делался переход на другого героя, который должен был заговорить следующим, и такие переходы делались вплоть до реплик, состоящий из одного слова.

Обтюратор — механическое устройство, которое перекрывает потока света или иного излучения в оптических приборах, в основном, в киносъёмочной и кинопроекционной аппаратуре.

Озвучание (на проф. сленге) или тонировка — процесс, осуществляемый отдельно от съёмки изображения, в котором актёры в студии озвучивают сами себя. Требуется в случае невозможности синхронной съёмки, или неудовлетворительного качества полученной в результате неё фонограммы, а также при решении о замене текста или интонации речи.

Озвучивание — см. Озвучание
Озвученная книга или звуковая книга — книга, снабженная пластинкой, диском или ссылками на аудиозапись. Не путать с аудиокнигой.

«Омээфка» — на сленге файл с расширением .omf

Опен-майк — см. Открытый микрофон

Оператор-стедикамщик — см. Steadicam operator

Оператор-слухач — боец, который с помощью специальных вращающихся звукоулавливателей распознавал шум двигателей самолётов противника, когда те находились вне зоны видимости.

«Орнаментальный звук» — то же, что Рисованный звук

Организованный звук

Орфоэпия — правила устной и письменной речи, закреплённые в литературном языке.

Осцилятор (от лат. оscillo — качаюсь) — система, совершающая колебания, то есть показатели которой периодически повторяются во времени. Осциллятор в электронной музыке — тип синтезатора.

Открытый микрофон или опен-майк — мероприятие, на котором любой желающий может показать на сцене своё творчество.
П
Падуги — кулисы, подвешенные горизонтально поперек сцены, которые служат для маскировки софитов — приборов, освещающих сцену сверху, — и всего верхнего хозяйства.

Пайплайн — последовательность действий или процессов, которые выполняются для подготовки к проекту и непосредственно на съёмках.

Парабола для микрофона — см. Параболический отражатель

Параболический микрофон — микрофон, который использует параболический отражатель для сбора и фокусировки звуковых волн на преобразователе, аналогично тому, как параболическая антенна работает с радиоволнами.

Параболический (параболоид или параболоидальный) отражатель (тарелка, зеркало) — это отражающая поверхность, используемая для сбора или проецирования света, звука или радиоволн.

Параллельный монтаж — несколько сцен, происходящих в один и тот же промежуток времени.

Педалборд — стационарный или переносной кейс для педалей эффектов и гитарных «примочек».

Перезапись — сведение всех компонентов звукового оформления (речь, шумы, музыка) в единый микс. Другие названия: сведения звука, миксаж, миксинг. Термин "перезапись" появился потому, что во время сведения звуки проигрывались с нескольких магнитофонов и переписывались на одну пленку для создания мастер-копии.

«Петля» — 1). петличный микрофон, 2). см. Луп


«Петличка» — петличный микрофон.

ПЗУС — передвижная звукоусилительная станция.

Пилот, пилотный выпуск — пробный или первый выпуск, номер телепрограммы, сериала, подкаста, журнала и т. п.

Плагин (англ. plug-in, от plug in «подключать») — независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения и/или использования её возможностей.

Плагон — подключаемый передатчик для использования микрофона без провода (при наличии приемника соответствующего диапазона).

Планшет (в театре) — пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.

Планы сцены (в театре) — условные участки, на которые разбивается площадь сцены, идущие параллельно рампе. Нумеруются, начиная с красной линии, начиная с нулевого.

Плейбэк — запись сквозного канала с камеры на внешний видеомагнитофон или компьютер, а также просмотр такой записи членам съёмочной группы.

«Плюс» — фонограмма с голосом. Петь под «плюс» означает просто открывать рот или петь под фонограмму.

Подводка — текст ведущего, предваряющий сюжет.

Погоня за громкостью — см. Война громкостей

Подкаст — звуковой или видеофайл для интернет вещания, созданный в стиле радио или телепередачи.

Подкастер — человек, ведущий подкаст.
Подкастинг — процесс создания и раcпространения подкастов.

Подложка, подлога — фоновая музыка, сопровождающая текст диктора в программе или рекламном ролике. Чаще всего делится по теме, например, новостная, новогодняя, horror и т.д.

Полевая запись — аудиозаписи, сделанные вне студии звукозаписи. Синоним — филд-рекординг.

Поп-фильтр — фильтр для микрофона, снижающий звуковые помехи от дыхания человека. Состоит из одного или нескольких слоёв нейлона или тонкой металлической сетки, натянутых вокруг круглой рамки.

Попурри (от Франц. pot-pourri[— мешанина) — пьеса, состоящая из популярных мотивов других сочинений, нескольких произведений одного жанра или определенного композитора.

Постпродакшн — см. Монтажно-тонировочный период

Премия Джорджа Фостера Пибоди — ежегодная международная премия за выдающийся вклад в радио и телевидение. Отмечает достижения в области вещательной журналистики, создания документальных фильмов, образовательных, развлекательных и детских программ. Впервые была вручена в 1941 году и является одной из старейших премий в массмедиа.

Пресет — предустановленный шаблон настроек.

Пресс-кит — подборка текстовых, аудио- и визуальных документов, в которых содержится подробная информация о проекте, организации или событии.

Пробы — см. Кастинг

Продюсерское кино — условное разделение, принятое в кинематографическое среде (в противовес режиссёрскому), где окупаемость и доход выходит на первое место, в отличие от творческого замысла.

Прокат — аренда звукового и светового оборудования для концертов или культурно-массовых мероприятий.

Прокатное удостоверение фильма — документ, который выдаётся Министерством культуры РФ. Даёт право на прокат (демонстрацию) фильма на территории РФ, а также его тиражирование и распространение, в том числе по кабельным или эфирным каналам.

Проксимити или эффект проксимити — усиление низких частот в сигнале по мере приближения источника звука к микрофону с кардиоидной направленностью, приводит к эффекту бубнения.

Прослушивание — см. Кастинг

Прострел — акустические системы и осветительные приборы, которые используются для бокового подзвучивания и подсвечивания сцены.

Процедурал — жанр сериала, в котором все части объединены общими персонажами, но каждая серия - это обычно законченная история. Чаще всего такие сериалы рассказывают незамысловатые истории о полицейских, адвокатах медиках и людях других профессий.

Процедурная драма — то же, что Процедурал

Прямой звук (в кино) — синхронный звук, записанный на площадке.

Прямая трансляция — см. Прямой эфир

Прямой эфир (прямая трансляция, живой эфир, live, Direct, live Broadcasting, live television) — процесс непосредственной передачи радио или телевизионного сигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция в реальном времени.

ПТС — передвижная телевизионная станция.


Р
Радиодом — комплекс устройств и сооружений, служащих для подготовки программ радиовещания.

Радиопеленгатор — прибор для определения направления (пеленга) на источники электромагнитных излучений путем приема этих излучений антеннами с направленными характеристиками. Применяется в радионавигации и радиоразведке.

Радиопостановка (аудиодрама, радиоспектакль) — одна из форм художественного радиовещания, передача по радио записи пьесы или инсценировки литературных произведений.

Радиопьеса — оригинальное произведение, написанное специально для радиопостановки.


Радиорежиссёр — работник радиовещания, осуществляющий постановку художественных или общественно-политических передач.

Радиотеатр — театр, задача которого — исполнение пьес, вокальных и музыкальных произведений для передачи их по радио.

Радиотелецентр — комплекс устройств и сооружений, объединяющих в себе радиодом и телецентр.

Райдер (от англ. rider - дополнительные пункты к соглашению) — перечень условий и требований, предъявляемых артистом или музыкантом к организаторам выступлений.

Ракурс — точка зрения камеры, соответствует понятию "точка съёмки" в фотографии и кинематографе.

Раскадровка — последовательность рисунков, рассказывающая сюжет постановки или сценария. Её предназначение — дать съемочной группе представление о том, как воплотить сюжет в жизнь.

Разборчивость — характеристика устной речи, определяемая отношением числа правильно воспринятых слушателем элементов речевой передачи к числу переданных.

Рампа — 1). невысокий длинный барьер, проходящий вдоль авансцены и прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены; 2). театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены; 3). осветительное устройство в театре.

Рапид — ускоренная съёмка с частотой от 32 до 200 кадров в секунду. Используется для получения эффекта замедленного движения при проекции фильма со стандартной частотой кадров, а также в научных целях, поэтому под понятием "в рапиде", как раз подразумевается в замедленной съёмке, несмотря на то, что rapid переводится как "быстрый".
«Ревер» — см. Реверберация или Ревербератор (в зависимости от контекста)

Реверберация — явление, которое возникает в точке приема в результате интерференции звука от источника и его многократных отражений от помех различного характера.

Режиссёрское кино — условное разделение принятое в кинематографическое среде (в противовес продюсерскому), где творческий замысел важнее окупаемости.

Рекап —повтор уже показанного материала в сериалах со сквозным сюжетом, обычно предваряется текстом: "в предыдущих сериях".

«Рентал» (англ. rental) - система проката оборудования, в том числе кино- и звукового.

«Репа» — слоновое название репетиции.

Репортаж (от фр. reportage и англ. report, где общий лат. корень reporto — передавать) — сообщение с места событий.

Репортёр — см. Корреспондент

Репортёрская стойка — тоже самое, что Стенд-ап.

Репродуктор (тоже, что громкоговоритель) — аппарат для воспроизведения звука посредством превращения электрических колебаний в звуковые.

Референс — образец, пример того, как нужно сделать.

Реэдит (англ. re-edit) — измененная версия песни, созданная путем повторения, изменения порядка или удаления разделов оригинальной записи. Подобная правка распространена в танцевальной музыке.

«Рисованный звук» —см. Графический звук

Ролёвка — документ или файл с распределением актеров по ролям в озвучании.

Рэк, рэковая стойка — это металлическая конструкция шириной 19″ для закрепления технического оборудования.
С
Саб — жаргонное название сабвуфера.

Сабвуфер (англ. subwoofer) — акустическая система, разработанная в 1926 году, которая воспроизводит звуки низких частот (примерно 20-90 Гц).

Сабы — жаргонное название субтитров.

«Санкен» — петличка фирмы Sanken.

Сателит (в переводе англ. satellite — спутник) — небольшая колонка, которая воспроизводит среднечастотный и высокочастотный диапазон, используется в паре с сабвуфером. Один из компонентов акустической системы домашнего кинотеатра.

Сатурация (англ. saturation) — насыщение аудио сигнала новыми гармониками, с целью добавления яркости и «теплоты» звучания. Эффект достигается при использовании лампового оборудования или плагинов.

Саундбар — (также звуковая панель или медиа-панель) — тип грокоговорителя, которые воспроизводит звук из широкого, относительно высоты, корпуса. Устанавливается над или под дисплейным устройством (монитором компьютера или телевизором).

Саунд-супервайзер — см. Супервайзер

Саундтрек — звуковое оформление фильма, иногда саундтреком называют только музыкальное оформление кинокартины.

Саундхилинг — звукотерапия, которая помогает гармонизировать ментальное и физическое здоровье. В ее арсенале - гонг, кристальные чаши, дерево пало санто. Часто проводится в паре с медитациями и дыхательными упражнениями.

Саундчек — настройка аппаратуры и проверка звука перед мероприятием.

Сведение звука - см. Перезапись

«Сейф» (в театре) — склад мягких декораций.

Сибилянты — свистящие согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами.

Синдикация — повторная частичная или полная публикация уже существующего контента.

Синхрон — 1). слова персонажа, интервью (телевидение) 2). точное совпадение изображения (видео) и звука (аудио). Например, речи с артикуляцией говорящего; движущихся предметов со звуками, которые они издают.

Синхронные шумы или фоли — шумы, существующие в кадре или за кадром, обусловленные действиями или природными явлениями. Их создают звукооформители (шумовики) и они звучат более органично, чем те, что можно найти в фонотеке. Называют фолями (Foley) в честь звукооформителя Джека Фоули.

Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, часто совмещены в одном корпусе с клавиатурой.
Скрипт — киносценарий. Если говорят, что переводчик переводит «со скриптов», это значит, что он переводит печатный текст, а не на слух.

СМИ или средства массовой информации — печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника или иные формы периодического распространения массовой информации.

«Собака» — ветрозащита на микрофон из искусcтвенного меха.

Сонар — 1). тоже самое, что Гидролокатор, 2). инструмент, который в 1933 году изобрел Николай Ананьев. Принцип работы был таким же, как у терменвокса, только вместо антенны, возле которой нужно делать пассы руками, здесь был металлический стержень, проходящий по аппарату, — движениями рук по этому стержню исполнитель менял звук и тональность.

Сонграйтер (англ. song — песня, writer — писатель) — автор песен.

Сонограф — устройство для анализа спектра звука. Позволяет регистрировать силу звука, частоту обертонов и изменения этих параметров во времени. Производился в США под названием «Динамический спектрограф» или «Видимая речь».

Спин-офф — ответвление уже существующего художественного произведения, у которого есть популярность, признание или коммерческий успех.

Стедикам — см. Steadicam

Стедикамщик — см. Steadicam operator

Стенд-ап — слова корреспондента, стоящего в кадре.

Студия синхронных шумов или Фоли-студия — помещение, специально оборудованное для создания и записи синхронных шумов.

Субтитры (от фр. sous-titres — подписи; от англ. subtitles) надписи внизу кадра, передающие слова действующих лиц или содержащие пояснительный текст.

Супервайзер (от англ. supervisor — наблюдатель, смотритель, руководитель) — главный звукорежиссёр фильма, отвечающий за звуковое решения, организующий и контролирующий работу всего звукоцеха.

«Сцена» — слоновое название социальной группы, в которую входят люди, посещающие ночные (берлинские) клубы и которым не надо завтра на работу.

Сэмпл-рейт —см. Частота дикретизации

Т
Тайминг — хронометраж, хронометрирование.

Таймкод — система нумерации кадров, при которой каждому кадру присваивается число, включающее времени воспроизведения (час, минута, секунда) и номер кадра, например, 02:41:15:23

Тапёр (фр. tapeur от taper, букв. — «хлопать, стучать») — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.

Телармониум — один из предков синтезатора. По сути это был орган с электроусилением звука, который занимал несколько комнат и весил порядка 200 тонн.

«Терадек» (Teradek) — фирма-производитель, которая специализируется на сендерах и ресиверах способных передавать SDI поток с эмбедированным звуком. Занимает премиум сегмент рынка. Также teradek имеет стабильные приложения для разных платформ, которые являются вьюверами контента, который может передавать ресивер на частотах 2,4 и 5 гГц (wifi).

Терменвокс — электронный инструмент, созданный Львом Терменом. Имеет две антенны (одна регулирует высоту тона, другая — громкость) и электромагнитное поле, которое изменяется в зависимости от появления внутри него какого-то объекта. Активно используется до сих пор.

Техник сцены (или бэклайнер) — работник, который обеспечивает монтаж, эксплуатацию и обслуживание сценического оборудования, звуковой и световой аппаратуры и реквизита.

Технический дубль — необходимость сделать дубль, неудавшийся по технической причине.

Технический слух — способность полноценно воспринимать звук (живой или записанный) и описывать техническими терминами его достоинства и недостатки.

Тизер — короткий интригующий видеоролик, который выходит на раннем этапе производства фильма и сообщает о предстоящем релизе. Слово tease в переводе с английского означает «дразнить». Тизер короче Трейлера и в отличии от него содержит мало кадров из будущего фильма (или игры) и не сообщает информацию о сюжете.
Тиннитус — звон или шум в ушах, который возникает без внешнего акустического стимула.

Тонваген (нем. tonwagen, где tоn звук, а wagen повозка; автомобиль) — специальный автомобиль со звукозаписывающим оборудованием, предназначенный для записи радио- и телевизионных передач, кинофильмов вне студии.

Тонировка — тоже самое, что Озвучание

Тонмейстер — специалист по акустике, ведающий звуковой стороной радио- и телепередач, следящий за правильностью звукозаписи. Синоним слова звукорежиссёр (или звукооператор), от немецкого ton — звук и meister — мастер, хозяин.

Тонфильм —1). первоначальное название звукового кинематографа, 2). лента в кинематографе и радиовещании с записанным на ней звуком

Топлайн — вокальная партия с текстом, создающая основу песен в поп-музыке.

Топлайнер — человек, которые сочиняет вокальные мелодии и тексты для песен (Топлайны).

Трейлер — короткий видеоролик, созданный из захватывающих моментов фильма (или игры) для привлечения внимания к предстоящей премьере. После просмотра трейлера можно получить некоторое представление о сюжете. Название произошло от слово trailer, что переводится как «прицеп», потому что раньше трейлеры показывали после фильма, чтобы избежать скопление народа в кинотеатре, после окончания сеанса.

Триэргон (Три-Эргон) (нем. Tri-Ergon) — первая немецкая система звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на киноплёнку, запатентованная в 1919 году тремя немецкими изобретателями.

Трюм (в театре) — помещение под сценой, которое ещё называют «нижней сценой», где находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование и которое также используется для устройства люков-спусков.

Тулбар — см. Toolbar
У
Удочка микрофонная — приспособление типа стрела, к которому крепится микрофон и которое позволяет захватывать звук непосредственно в том месте, где он возникает. Изделие применяется в кинопроизводстве, съемке телепрограмм.

Укладчица (реже укладчик) работает в паре с переводчиком. Это человек, который подбирает слова и фразы для перевода нужной длины, и в соответствии с артикуляцией и смыканием губ, чтобы казалось, что актер на экране и говорит на языке зрителя.
Ультразвук — звук с частотой выше 20 кГц.

Ультразвуковой микрофон – микрофон, который воспринимает ультразвук (звуки выше 20 кГц) и изменяет тональность сигнала, приспосабливая её к человеческому слуху (звуки ниже 20 кГц).

УПС — см. UPS или ИБП

«Уши» — наушники.

Ф
Фантомное питание — питание необходммое для поляризации конденсатора в конденсаторных микрофонах. Оно может передаваться по тем же кабелям по которым идет сигнал с микрофона, поэтому и называется фантомным.

Филд-рекординг — тоже самое, что Полевая запись

Флешбэк — ретроспективный эпизод (пребывание хронологического повествования серии кадров, относящихся к более ранним событиям), воспоминание о прошлом.

«Фокусник» — сленговое название Фокус-пуллера

Фокус-пуллер (ассистент по фокусу, первый ассистент оператора) —помощник оператора, который отвечает за резкость изображения, осуществляя фокусировку объектива, что особенно важно при движении актёров и камеры.

Фоли — см. Синхронные шумы

Фоли-студия — см. Студия синхронных шумов

Фониатр — врач, который диагностирует и лечит заболевания голосового аппарата.
Фонограф (от греч. «звук» и «писать») — первый прибор для записи и воспроизведения звука, изобретенный Томасом Эдисоном и представленный в 1877 году.

Фонотека (от др.греч. «звук» и «хранилище») — учреждение, собирающее и хранящее аудиоинформацию на звуковых носителях для общественного и частного пользования, а также осуществляющее справочную и статистическую работу, а также частные коллекции музыкального и иного аудиоматериала.

Форманта (от лат. formans, род. падеж formantis — образующий) — область усиленных частичных тонов в спектре муз. звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков.

«Фотофильм» — система оптической звукозаписи, запатентованная Ли де Форестом в 1919 году.

Фрейм — 1). минимальная величина в монтаже, один кадрик 2). единица отсчета частоты киносъемки кинопродукции. 24 FPS — общемировой стандарт частоты киносъёмки и проекции звукового кинематографа, 25 FPS — частоты съемки и трансляции, применяемая на телевидении.

ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра) — творческое объединение, театральная и киномастерская в Петрограде (1921–1926).
Х
«Хаус хедж-фонд» — сленговое понятие, касающееся диджейских сэтов, которое заключается в том, что если человеку не нравятся отдельные треки в конкретном сэте, то от этого сэт в целом не становится для него менее привлекательным.

Хлопушка (реже «нумератор») — приспособление, состоящее из доски и прикрепленного к ней на шарнирах бруска, с помощью которого производится хлопок. Используется во время съёмки и служит для дальнейшей синхронизации звука и изображения. На доску наносится рабочая информация: номер сцены, дубль, кадр и т.д., что помогает систематизировать отснятый материал.

«Хрип» — сленговое название интервью, полученного по телефону и записанного на аудионоситель.
«Хрипушка» — сленговое название синхрона, записанного с телефона, который обычно прикрывают графикой (портретом говорящего, картинкой с места событий( или видеорядом. Используют, когда репортер на месте событий, но пока нет возможности получить видео или нужен комментарий эксперта. Термин связан с качеством звука.

Хромакей — однотонный фон (синий или зеленый), на который в процессе монтажа можно накладывать любую графику.

Хук — яркая, цепляющая и запоминающаяся часть песни или композиции в рэпе, поп-, рок- или танцевальной музыке.

Хэдрум — см. Headroom

Хэдсет (англ. headset) — наушники, гарнитура, устаревший перевод «радио головной телефон».
Ц

«Цеппелин» — ветрозащита на микрофон типа «пушка» в виде тубуса.

Цифровой алкоголь — аудиосистема с нейронаушниками, в которых звучат специальные сигналы длительностью от 6 до 20 секунд, вызывающие головокружение как при покачивании в лодке или употреблении спиртных напитков.

Ч

Частота дискретизации — частота взятия отсчётов непрерывного по времени сигнала при его дискредитации, например с помощью АЦП (аналогово-цифрового преобразователя). Измеряется в герцах.


Частота сэмплирования — см. Частота дискретизации


«Чебурашка» — гарнитура с наушниками для комментаторов.


«Червяк в ушах» — см. Earworm


«Чёс» — наиболее успешная пора в работе звукорежиссёра, например, пора корпоративов — «новогодний чёс», лето — свадебный «чёс» и т.д.


Чистка — многоэтапная подготовка аудиоматериала со съёмок к перезаписи, включающая отбор, монтаж, чистку от лишнего шума.

«Чистильщик» — звукорежиссёр, который занимается чисткой фонограммы.


Чистоговорка — у дикторов скороговорка для тренировки не только произнесения, но и высотности, громкости и четкости артикуляции.


Читка (в театре и кино) — вид репетиции, чтение актерами пьесы по ролям вне сцены/площадки для того, чтобы «войти в материал», найти и выправить слабые места, познакомить узкий круг театралов с будущей постановкой.


Чтение за столом (радио, подкастинг) — нечто среднее между репетицией и началом работы над выпуском, когда ведущий читает выпуск, звукорежиссёр включает аудиовставки, а остальные участники команды слушают, анализируют и при необходимости вносят правки.

Ш

«Шапка» — 1). пьянка съёмочной группы, как правило, по поводу начала и окончания проекта. Название произошло о того, что все скидываются «в шапку». 2). видео после канальной заставки, повторяющееся в каждой серии сериала. Может содержать титры, содержание предыдущих серий, синопсис и т. д.


Шоунот — тестовый блок, сопровождающий подкаст.


Шпигель — краткое содержание сюжетов в начале программы, анонс.

«Шумовик» — см. Звукооформитель



Шумофон — инструмент, созданный в 1957 году Игорем Симоновым. С его помощью можно было извлекать интересные тембры и созвучия шумового характера, например, шум дождя, артиллерийские взрывы, полет ракеты и т. д. Его использовали в кино, чтобы не заниматься звуковым оформительством вручную.


«Шурик» — микрофон фирмы Shure.

Щ

«Щит контрол» — см. Shit-control

Э
Эквалайзер — устройство или программа для регулировки звуковых частоты.

Экводин — электроинструмент, изобретенный Андреем Володиным в 1958 году, активно использовался в кинематографе и концертной практике. Подробнее можно посмотреть по ссылке.

Экранное время — время трансляции нелинейного времени в линейном. Это время, определенное продолжительностью сцены, эпизода, фильма. Экранное время может быть 3 минуты, а вместить 10 лет жизни героев.

Электроэолифон — см. Шумофон

Эмбедирование — см. Аудио-эмбедирование

Эмиритон — один их первых в СССР электромузыкальный инструментов. Представляет собой гриф-клавиатуру фортепианного типа и дополнительную клавиатуру для выбора тембров. В массовое производство запущен не был.
Этеротон — первоначальное название Терменвокса

Эффект близости — см. Проксимити

Эффект Доплера — изменение частоты и, соответственно, длины волны излучения, воспринимаемой наблюдателем (приёмником), вследствие движения источника излучения относительно наблюдателя (приёмника). Назван в честь австрийского физика Кристиана Доплера. Эффект Доплера легко наблюдать на примере гудка поезда или сирены: когда расстояние между нами и звучащим объектом быстро сокращается, нам кажется, что высота звука повышается, а когда поезд проехал мимо и уносится вдаль, звук почему-то становится ниже. Хотя для тех, кто внутри вагона (или машины), восприятие звука не меняется.

Эффект Кулешова — появление нового смысла при сопоставлении зрителем смонтированных друг за другом двух отдельных кадров, каждый из которых при просмотре без другого не способен проявить такой смысл.

Эхолот — узкоспециализированный гидролокатор (см. выше) для исследования рельефа дна водоёма.

A

AI — искусственный интеллект.


Asset — см. Ассет


AMA (Ask Me Anything) — дословно переводится как "спроси меня что угодно". Это сессия вопросов и ответов с приглашенным экспертом. Формат появился на сайте Reddit, и чаще всего проводится в онлайн формате как форум, текстовый или видеочат.

ASMR (autonomous sensory meridian response) —автономная сенсорная меридиональная реакция —феномен восприятия, характеризующийся приятными непродолжительными ощущениями покалывания в затылке, распространяющимися в виде мурашек по коже шеи и спины к конечностям.

Audio Engineer — см. Звукорежиссёр
B
Beeper — см. Бипер

Blue screen — синий Хромакей

Body mic — одно из названий «петлички» на английском.

Bodypack — небольшая коробка, в которой находятся передатчик и батарейный блок, но не сам микрофон. Он крепится к одежде или телу и имеет провод, идущий к гарнитуре, петличке или гитаре.

Bonimenteur — см. «Зазывала»

Broken beat — см. Брокенбит

Broadcast (broad — широко, cast распространять) — технология распространения широковещательной информации в теле, радио или интернет сети для всех пользователей одновременно.
C

Chorus — припев.


CG — сокращенное название компьютерной графики.


Clapperboard — см. Хлопушка
CMX — нелинейная видеомонтажная система конца 1960-х начла 1970-х.

Сlip mic — одно из названий «петлички» на английском.

Сollar miс — одно из названий «петлички» на английском.
D
Dailies — см. Дейлиз

DAW (digital audio workstation) — цифровая звуковая рабочая станция.


Dead cat («дохлая кошка») — большой меховой фильтр для микрофона, см. Собака


Dead kitten («дохлый котёнок») — маленький меховой фильтр для микрофона-удочки, см. Собака

Default — настройки по умолчанию.


Dialog coach — специалист по диалогам, который следит во время съёмок за тем, чтобы актёры не перепутали текст и отдельные слова.


Digital audio workstation — см. DAW


Direct — см. Прямой эфир


Drivers — программное обеспечение, которое управляет другими устройствами, например видео- или звуковой картой.

E

Earworm — дословно «ушной червяк», приставучий мотив, не выходящий из головы.


Fade out — плавное затухание звука.


Feedback — обратная связь, «заводка» аппаратуры.

FOH (Front of House engineer) — звукорежиссер, который микширует звук для аудитории, чаще всего находится в середине или конце площадки.


Foley — 1). см. Синхронные шумы 2). Фамилия человека, который изобрел синхронные шумы

F

Fade in — плавное нарастание звука.


Fade out — плавное затухание звука.


Feedback — обратная связь, «заводка» аппаратуры.


Flash-back — см. Флешбэк


FOH (Front of House engineer) — звукорежиссер, который микширует звук для аудитории, чаще всего находится в середине или конце площадки.


Foley — 1). см. Синхронные шумы 2). Фамилия первого американского шумооформителя, родоначальника синхронных шумов в кинематографе

Foley artist — шумовик, см. Звукооформитель


Foley studio — см. Студия синхронных шумов


Frame — см. Фрейм


Frame rate — кадровая частота, то есть количество кадров, сменяющих друг друга за секунду.


FPS (frame per second) — единица измерения кадровой частоты, см. Фрейм

G

Gear — обобщающее слово для обозначения механизмов, устройство, инструментов, приборов, аппаратуры.

Glossodiversity — «разноязычие».

Green screen — зелёный Хромакей
H

Handbag house — сленговое выражение, возникшее в 90-х, которое высмеивало легковесную хаус-музыку. Название намекало на девушек, слушавших такую музыку, которые в клубе ставили сумки на пол и танцевали вокруг них.


Headroom — величина, показывающая «зазор» между высшей точкой полной цифровой шкалы, при превышении которой возникают искажения цифрового сигнала, и допустимым максимальным уровнем. Это зона безопасности, в пределах которой кратковременные пики аудио сигнала могут превышать допустимый максимальный уровень без возникновения искажений.

House nation — название, объединяющее людей, танцующих под хаус-музыку.
I

Intro (интро) — вступление.


Item — элемент (см. Aйтем).

IVR (Interactive Voice Response) — система предварительно записанных голосовых сообщений, выполняющая функцию маршрутизации звонков внутри call-центра с использованием информации, вводимой клиентом на клавиатуре телефона с помощью тонального набора.
J

Jump cut — см. Джамп-кат

K

KEM — "горизонтальный" звукомонтажный стул из Германии.

Key grip — см. Кей-грип
L
Lapel mic — одно из названий «петлички» на английском.

LAV — сокращённое название «петлички» на английском. Расшифровывается как Lavalier microphone.

Lavalier — см. Lavalier microphone
Lavalier microphone

Live — см. Прямой эфир


Live broadcasting — см. Прямой эфир

Live television — см. Прямой эфир

Loop — см. Луп

LUFS (Loudness Units Full Scale) — единица измерения громкости, используется для нормализации звука в сервисах потоковых служб видео и аудио- вещания.

M
Movie set — съёмочная площадка.

Moviola — вертикальный звукомонтажный аппарат.
N
Neck mic —одно из названий «петлички» на английском.

NDA — соглашение о неразглашении, в котором прописываются конфиденциальные данные, которые одна из сторон обязуется не передавать третьим лицам.

O
OMF (Open Media Framework) — формат обмена файлами, применяется для экспорта звуковых файлов из программ для видео монтажа в DAW - цифровые звуковые рабочие станции. Имеет ограничение в 2 Гб.
Open Mic — см. Открытый микрофон

Outriggers — см. Аутригеры
P
Pedalboard — см. Педалборд

Personal mic — одно из названий «петлички» на английском.

Play noise — см. Исполнительский шум

Playback — см. Плейбэк

Plop — синхрометка.

Podsafe (от англ. podcast — подкаст и safe — безопасный) — музыка из библиотек, которую можно использовать законно и чаще всего бесплатно использовать при создании своих продуктов, например, подкастов.
Pre-roll — функция задержки начала записи или воспроизведения звука.

Preset — предустановленный шаблон настроек.

Proximity Effect — см. Проксимити

Proper (англ. надлежащий, правильный) — вариант озвучания с правильным утверждённым актёром, когда
его на время вынуждены были заменить.
R

Recording Engineer — инженер звукозаписи


Rental — см. Рентал

Rider — см. Райдер


RMS — Root Mean Square

S
Sample rate — это Частота дискретизации

Shit-control (англ. «дерьмовый контроль») — прослушивание готового материала на мониторах низкого качества для понимания того, как микс будет звучать у потребителей, не имеющих профессиональной акустики.

Second banana — актёр второго плана.

Second Camera Assistant — второй ассистент оператора.

Score (film score) — инструментальная музыка к фильму.

SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) — Общество инженеров кино и телевидения.

Soundbar — см. Саундбар

Soundcheck — см. Саундчек
Sound card — см. Звуковая карта

Sound Engineer — звукорежиссёр, звукоинженер

Sound Director — см. Звукорежиссёр

Soundstage — павильон синхронной съемки, звуковой павильон.

Sound Supervisor — см. Супервайзер

Steadicam — система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении.

Steadicam operator — специалист, который снимает кино- и видеофильмы с помощью вспомогательного операторского оборудования - стабилизатора Steadicam.

Steenbecks — «горизонтальный» звукомонтажный стол из Германии.

Stems — см. Звуковые слои

Subwoofer — см. Cабвуфер


Supervisor — см. Супервайзер

T

TC — сокращение от Time Code см. Таймкод


Teaser — см. Тизер


Teradek — см. «Tерадек»


Time Code — см. Таймкод

Toolbar — панель инструментов или панель управления.


Tobis Film — немецкая кинокомпания, основанная в конце 1920-х. Стала ведущей немецкой студии звукозаписи. Использовала систему Триэргон под собственной торговой маркой Tobis.


Trailer — см. Трейлер

U

Unmixing — см. Анмиксинг


UPS (Uninterruptible Power Supply) — источник бесперебойного питания.

V

Verse — куплет.

VR — виртуальная реальность.

VTK — актёрские пробы.
W

Whoosh (англ. "свист рассекаемого воздуха") - вид спецэффектов, используемых в кино, играх и музыкальной индустрии. Используется как эффект перехода с одной сцены на другую, в качестве дополнения движений при разного рода полетах, сражениях, проездах и пр.

МОСКВА
ОБ АВТОРЕ
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ








Творческий блог звукорежиссёра


Made on
Tilda