Старинные театры построенны до изобретения звукозаписи, в основном в XVIII веке. В них часто есть царская ложа и отсутствует рубка для размещения звуковиков и световиков. Потому, что при строительстве никто не предполагал, что в театре появятся такие специалисты.
В России это, основные сцены Александринского и Мариинского театров (1756 и 1783 годов постройки соответственно) в Санкт-Петербурге, Академический театр драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле (1750), Калужский драматический театр (1777), Казанский театр им. Качалова (1791) год, Нижегородский государственный академический театр драмы им. М.Горького (1798), Большой театр в Москве (1776) и тому подобные.
Мировых примеров тоже достаточно, например, «Ла Скала» в Милане (1778) или Опера Гарнье в Париже (1862).
На фото: Опера Гарнье, Париж.
Творческий блог звукорежиссёра
Условно, назовём такие театры «аналоговыми». В России это площадки, построенные в основном в эпоху СССР. В них уже при строительстве планировались рубка звукорежиссёра (и светоинженера) и место под аналоговую аппаратуру.
В Санкт-Петербурге это, старая сцена театра БУФФ (построена в 1983 году, ныне здесь расположен театр «Мастерская»), а также всевозможные ДК и концертные залы, типа «Октябрьского». Из мировых примеров приведу Сиднейский оперный театр (1959-1973 годы постройки).
Театры, которые строились уже тогда, когда театральные звукорежиссёры перешли с комплекта аналоговой аппаратуры на цифровую.
В Санкт-Петербурге это, новые сцены театра БУФФ, Мариинского, Александринского театров и другие.
Работа звукорежиссёра в уличном театре — разновидность работы в прокате, но всё же хочется добавить её в этот раздел. Это площадки, работающие постоянно в тёплое время года и спектакли театральных уличных фестивалей, плюс открытые специализированные театры, типа Дельфинария. А также самые древние театры, в которых были возобновлены постановки. Например, театральный фестиваль в Авиньоне на подмостках Папского дворца.
На фото: Античный театр, Памуккале
Зачастую спектакли проходят не только в театральном зале, но и на всякого рода «малых сценах». Часто эти помещения вообще не предназначены для проведения спектаклей и размещения зрителей.
Например, это музеи-квартиры, фойе или какие-либо служебные помещения. Так, например, в Александринском театре спектакль «Муха» проходил в акустической трубе 6-го яруса.
5. Неприспособленные площадки
Классификацию театров по расположению рабочего места звукорежиссёра.