БЕККЕР АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

МУЗЕИ ЗВУКА
Алгоритм работы звукорежиссёра записи
Вначале было слово
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Творческий блог звукорежиссёра
Изначально братьям Васильевым предложили снять немое кино и киновед Виктор Шкловский в документальном фильме «Жили-были» подтверждает это: «Следующую картину им дали «Чапаева», только немой. Когда они начали снимать, директор, это было смелое время, начал снимать немую картину как звуковую, потому что выходит. Потом картина, значит, была сдана. И мы посмотрели, был Добров тогда был директор кино, и он сказал: «Ну, что ж, в клубном прокате пройдет, но свои деньги мы не вернем». И потом оказалось, что это «Чапаев».

Григорий Яковлевич Франк в книге «Шесть бесед о звуке» так описывает одну из сцен фильма:

«Очень известна сцена из фильма «Чапаев» (режиссеры братья Васильевы, звукооператор А. Беккер). Полковник Бороздин играет на рояле «Лунную сонаты». В этой же комнате его денщик натирает пол. Размеренное движение ноги, сумрачное лицо денщика. Его взгляд падает на лежащую на столе бумагу с резолюцией Бороздина: «Подвергнуть экзекуции» (это о брате денщика, мы знаем, что по приказу Бороздина он был выпорот шомполами и тяжело заболел). Снова лицо денщика. Мы не знаем еще, что случилось с его братом, но уже чувствуем, что произошло что-то непоправимое. Ритм сцены спокоен, размерен, и это еще более подчеркивает тревогу. Полковник продолжает играть. В кадре виден только затылок Бороздина. Звучит «Лунная соната», и вдруг, словно выстрел, резкий сухой удар. Кажется, что сейчас смертельно раненный полковник свалится со стула, но вот он медленно и очень спокойно повернул голову, и мы видим, что денщик не стрелял, а всего лишь уронил на пол щетку. «Умер брат Митька…», - ответил он на вопросительный взгляд полковника.

Точно смонтированные кадры ритмически выверенной сцены, сугубо мирная музыка и, наконец, звук, вызывающий прямую ассоциацию с выстрелом, - контрапункт изобразительного ряда и звукового решения делают эту сцену предельно напряженной и драматической».

Надо сказать, что Александр Михайлович Беккер имеет достаточно обширную фильмографию и пробовал себя в разных жанрах. Помимо художественных и документальных фильмов, как полнометражных, так и короткометражек, он стал звукорежиссёром мультфильма, фильма-балета, а в последний год начал работать в дубляже.

В 1950 году он получил медаль «За трудовое отличие», которая выдавалась за выдающиеся заслуги в развитии советской кинематографии, в связи с 30-летием.

Фильмография:

1932 - «Гайль, Москау» (реж. Владимир Шмидтгоф)
1933 - «Анненковщина» (совместно с В. Юдицким, реж. Николай Береснев)
1934 - «Чапаев» (реж. Братья Васильевы)
1936 - «Женитьба» (реж. Эраст Гарин, Хеся Локшина)
1937 - «Волочаевские дни» (реж. Братья Васильевы)
1940 - м/ф «Сказка о глупом мышонке» (реж. Михаил Цехановский)

С 1941 по 1944 годы Беккер был эвакуирован вместе с другими сотрудниками Ленфильма в Алма-Ату, где на время Второй мировой войны был создан ЦОКС (Центральная Объединенная киностудия), в которую входили только что образовавшаяся Алма-Атинская киностудия художественных фильмов и эвакуированные сюда «Мосфильм» и «Ленфильм». Здесь Беккер участвовал в создании трёх фильмов:

1942 - «Оборона Царицына» (реж. Братья Васильевы)
1943 - «Белая роза» (реж. Ефим Арон)
1943 - «Фронт» (реж. Братья Васильевы)

В1944 году Александр Михайлович вернулся в Ленинград и до конца своих дней работал на киностудии «Ленфильм»:

1946 - «Во имя жизни» (реж. Александр Зархи, Иосиф Хейфиц)
1947 - «За тех, кто в море» (реж. Александр Файнциммер)
1949 - «Александр Попов» (реж. Герберт Раппапорт, Виктор Эйсымонт)
1952 - «Живой труп» (реж. Владимир Венгеров)
1953 - «Весна в Москве» (реж. Иосиф Хейфиц, Надежда Кошеверова)
1953 - «Враги» (реж. Тамара Родионова)
1953 - «Разбитые мечты» (реж. Фридрих Эрмлер)
1954 - «Укротительница тигров» (реж. Александр Ивановский, Надежда Кошеверова)
1955 - «Неоконченная повесть» (реж. Фридрих Эрмлер)
1956 - «Медовый месяц» (реж. Надежда Кошеверова)
1956 - «Одна ночь» (реж. Максим Руф, Александр Музиль)
1958 - «День первый» (реж. Фридрих Эрмлер)
1958 - «Дом напротив» (реж. Аян Шахмалиева)
1959 - «Актёр Николай Черкасов» (реж. Александр Ивановский)
1960 - «Гущак из Рио-де-Жанейро» (реж. Александр Штаден)
1961 - «Братья Комаровы» (реж. Анатолий Вехотко)
1962 - «Когда разводят мосты» (реж. Виктор Соколов)
1964 - «Спящая красавица» (реж. Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев)
1965 - «На одной планете» (реж. Илья Ольшвангер)

Дубляж:
1966 - «Снова живой» (ОАР, реж. Изз Эль-Дин-Зульфикар)

Про Александра Михайловича Беккера (1906-1966) известно не так много. Он родился, жил и умер в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и был одним из первых звукооператоров киностудии «Ленфильм».

Сохранилась его фильмография, где одной из значительных работ стал фильм братьев Васильевых «Чапаев». На тот момент Александру Михайловичу было 28 лет и в титрах он значится как инженер. В качестве звукооператора Беккер выполнял все виды работ для этого фильма: записывал голоса актеров, шумы и музыку.
Made on
Tilda