«Заводка». Feedback. Обратная связь.

«Заводка», feedback или обратная связь — главный враг звукорежиссёра, работающего с живым звуком. Звучит, как высокочастотный свист, реже вой или гул. Про «заводку» микрофона ещё говорят: микрофон фонит или «вяжется».

Помимо испорченного впечатления от концерта, заводка может вывести аппаратуру из строя и повредить слух.
Звук приходит на микрофон и преобразуется в электрический сигнал. Затем оттуда попадает в усилитель. Усиленный сигнал попадает в динамик. Если этот, уже усиленный звук, попадает обратно в микрофон, — возникает «заводка». Микрофон воспринимает уже усиленный звук, который опять попадает в усилитель и усиливается ещё больше.
Нередки случаи, когда микрофон улавливает не прямой звук из динамика, а отраженный от звонкой стены. Поэтому в помещениях с сильной реверберацией риск возникновения обратной связи выше.
Задача звукорежиссёра — разомкнуть петлю.

Способ №1: Изменить расположения микрофонов и динамиков

1. Микрофон не должен быть направлен на колонки из которых звучит. Чем профессиональнее певец, тем меньше требуется разгонять чувствительность микрофона. Чем меньше чувствительность, тем меньше вероятность «заводки», и наоборот. Если певец бегает с радиомикрофоном или с микрофоном с длинным проводом, стоит напомнить о том, чтобы он не направлял микрофон в динамики, не вертел провод и не закрывал микрофон ладонью. При «заводке» звук через ладонь проникнет в микрофон, а рука послужит отражающим экраном и усилит обратную связь.
Поменять аппаратуру на «более качественную», а ещё лучше на более мощную — совет в общем-то бесполезный.
«Потыкать» микрофоном в динамики для поиска опасной частоты — вредный совет, который может лишить «тыкателя» слуха.
Способ №2: Воспользоваться эквалайзером или подавителем обратной связи

1. Справиться с «заводкой» можно с помощью эквалайзера. Надо найти самую опасную частоту и вырезать её. Чтобы найти опасную частоту, громкость микрофона ставится на грани «заводки», затем поочередно поднимаются ползунки графического эквалайзера. Чем «рисковее» будет частота, тем сильнее прослеживается тенденция микрофона к заводке.
2. Автоматический подавитель обратной связи работает по тому же принципу. Разница в том, что прибор постоянно сканирует диапазон частот и вырезает опасные частоты «автоматически». Если чрезмерно увлекаться использованием этого прибора, можно потерять большую часть полезного спектра. Прибор вырезает одну частоту, звукорежиссёр на радостях добавляет чувствительность, прибор вырезает следующую, и так до тех пор, «пока у кролика совсем ничего не осталось». В современных цифровых пультах есть встроенный подавитель обратной связи.
2. Расположение динамиков должно учитывать характеристики направленности микрофона.

- Микрофон с круговой направленностью улавливает звук со всех сторон. В этом случае, куда монитор не ставь, придется непросто.

- Микрофон с кардиоидной направленностью улавливает звук преимущественно спереди, немного с флангов и значительно слабее с тыла. В этом случае монитор ставится перед микрофонной стойкой. Не забудьте наклонить микрофон. Идеальное расположение — если он нацелен перпендикулярно плоскости динамика прямо в рот вокалиста.

- Микрофон с суперкардиоидной направленностью улавливает звук спереди, чувствительность микрофона с флангов ещё ниже, но проявляется несколько сильнее чувствительность с тыла. В таком случае мониторы лучше расположить несколько сбоку — чтобы они были нацелены непосредственно в уши певцу.

- Микрофон с гиперкардиоидной направленностью улавливает звук спереди, с флангов чувствительность значительно слабее, но тыловая направленность раздваивается по кардиоиде. В этом случае приходится раздвинуть мониторы ещё шире — почти как прострелы, либо поставить один за микрофонную стойку, как в случае кардиоидной направленностью.
Личное: И швец, и жнец и на дуде игрец…
АУДИОРОЛИКИ: КОМУ? ЗАЧЕМ?
Из истории аудиорекламы
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Творческий блог звукорежиссёра
Made on
Tilda