Куда вкладывать деньги звукорежиссёру?

Профессия звукорежиссёра — интересная и творческая, но не всегда нестабильная, особенно, если у вас нет постоянного места работы (театр, радиостанция, телевидение). Поток заказов может быть неравномерным, а проекты — сезонными. Часто звукорежиссеры работают как самозанятые или индивидуальные предприниматели и сами ищут себе заказы. Но важно не только уметь зарабатывать, но и грамотно распоряжаться доходом.
https://ru.freepik.com/free-photo/mixer-producer-develops-audio-by-editing-recordings-integrating-sounds_417583560.htm#fromView=search&page=2&position=8&uuid=0b04dd1c-c7ca-4321-a3ba-ac4721701e6d&query=%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%81%D1%91%D1%80
Вот три направления, куда имеет смысл вкладывать деньги:

1. Пассивный доход 

Один из минусов профессии — непредсказуемость. Сегодня — крупный проект, а завтра — затянувшаяся пауза. Поэтому часть заработка стоит направлять в создание пассивного дохода:
• покупка или долевое участие в недвижимости;
• инвестиции в фонды, акции, облигации;
• создание цифровых продуктов (например, звуковых библиотек или онлайн-курсов), которые приносят доход без постоянного участия.

Так вы снижаете зависимость от количества заказов и чувствуете себя увереннее в перерывах между проектами.

2. Оборудование 

Оборудование — это не только рабочий инструмент, но и актив.
Инвестиции в собственную технику позволяют:
• работать независимо от работодателя и студии, в том числе удалённо;
• сдавать оборудование в аренду и получать дополнительный доход.

Стоит ориентироваться на проверенных производителей и спрос.

3. Самообразование и навыки

Самая ценная инвестиция — в себя.
Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша стоимость как специалиста.

Небольшие суммы можно вложить в:
 • курсы и мастер-классы;
 • изучение английского, чтобы читать и слушать информацию на языке оригинала;
 • развивать навыки в смежных областях (саунд-дизайн, пост-продакшн, музыка для игр и т.д.)

Во что точно не стоит вкладываться:
 • любые мошеннические схемы, обещающие быструю и лёгкую прибыль;
 • открытие собственной студии: чтобы вывести её на стабильный доход, требуется несколько лет;

 • ретро- или устаревающая аппаратура — кроме музеев она потом будет никому не нужна.

Звукорежиссёр — это и творец, и ремесленник, и сам себе предприниматель.

Сочетайте вложения в стабильность (инвестиции), инструменты (оборудование) и рост (самообразование) — и карьера будет более предсказуемая в непредсказуемые времена.