Аллилуйя! Мои мольбы были услышаны! Наконец-то на российском книжном рынке стали появляться современные книги по звукорежиссуре, как переводные, так и написанные нашими соотечественниками. (Да простит меня Алек Нисбетт.)
Анонс книги Н. Рахмановой «Стиль звукозаписи. Джазовая музыка»
Надежда Рахманова — практикующий звукорежиссёр, окончила Нижегородскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки и уже четыре года работает в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре.
Всё началось в 2012 году, когда Надежду заинтересовал вопрос о том, как можно доказать, что треки одного звукорежиссёра отличаются от треков другого не потому, что музыка разная или состав исполнителей другой, а потому что у каждого звукорежиссёра индивидуальный саунд (собственный стиль звука). Она задалась вопросом, что будет, если разные звукорежиссёры сведут одно и то же произведение, и насколько будет слышна разница в сведении, если они возьмут один и тот же исходник?
Ожидая с нетерпением миксы, Надежда принялась анализировать записи других джазовых треков и читать книги на тему творчества в звукозаписи, готовясь к тому, что придётся очень и очень внимательно послушать готовые треки, чтобы выудить хоть какую-то разницу.
Надежде очень хотелось эту разницу найти, потому что идея о том, что звукорежиссёры обладают индивидуальным стилем, ей очень нравилась. Надежда была готова буквально под микроскопом разглядывать (а точнее, слушать) треки, но микроскоп не пригодился. Полученные миксы оказались настолько разными, что Надежда чуть не свалилась с кресла от удивления и восторга при первом прослушивании, ведь её предположение полностью оправдалось.
Чтобы ответить на эти вопросы, Надежда записала джазовое трио в студии Нижегородской консерватории и уговорила педагогов-звукорежиссёров свести для неё это произведение.
Микрофонная карта выглядела примерно так: пара вариантов оверхэдов (over head) на барабаны, пара вариантов микрофонов на hat, всё остальное одинаково, плюс клавиши в линию и бас-гитара DI box и один вариант комбика.
После эксперимента стало очевидно, что профессиональный звукорежиссёр обладает собственным почерком. Теперь всем, кто в этом сомневался, Надежда могла предъявить четыре микса, сведённых из одного мультитрека и звучащих потрясающе по-разному.
Подробно об этом эксперименте, а также о проанализированных 180 известных джазовых треках и разработке теории стиля звукозаписи Надежда и рассказывает в книге «Стиль звукозаписи. Джазовая музыка».
Книга снабжена фотографиями с расстановкой микрофонов, иллюстрациями и QR-кодами, по которым можно послушать треки, чтобы составить собственное мнение о звучании, согласиться или поспорить с тем, что написано в книге.
Продублирую ссылку на книгу здесь. Также её можно половить на Озоне, но там она на пару сотен дороже.
Здесь же оставляю ссылку на блог Надежды в инстаграме, там много всего интересного.
Хочу представить вам книгу Надежды Рахмановой «Стиль звукозаписи. Джазовая музыка». Выглядит книга так, а купить её можно, например, здесь.

В качестве анонса предлагаю частичную расшифровку видео, в котором Надежда рассказывает о том, как ей пришла в голову идея создания книги.
Наиболее частые вопросы, с которыми встречался автор, звучали так: «С чего вообще началась эта книга? Почему именно такая идея? Почему именно “стиль”? Почему именно “джазовая музыка”?»
Творческий блог звукорежиссёра
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ
ДРУГИЕ ГОРОДА РОССИИ
Виктор Борисович Бабушкин (1930-1998)
Made on
Tilda