Леонид Леонидович родился в 1902 году в Арзамасе, с 1911 года учился в гимназии в Нижнем Новгороде, а в 1915 вместе с семьей переехал в Пермь.

В 1920 году после Гражданской войны, где служил корреспондентом в рядах красноармейцев, поступил во ВГИК (ранее Госкиношколу) и стал учеником Л. Кулешова.
В следующие восемь лет сблизился с Эйзенштейном, поработал актером, репетитором-чечеточником, преподавателем и режиссёром-постановщиком нескольких фильмов.

В 1928 году Оболенский стал заниматься проблемами художественного освоения звука в кино и сотрудничать с советским изобретателем в области звукового кино П. Г. Тагером. В 1929 году они вместе работали с В. Пудовкиным над созданием его первого звукового фильма «Очень хорошо живётся», который затем был перемонтирован в немой, так как не был озвучен, и вышел под названием «Простой случай».

В 1929 году Оболенский поехал в Берлин, чтобы изучать звукозаписывающую аппаратуру. Там Леонид Леонидович стажировался на немецкой студии UFA, в частности у Джозефа фон Штернберга на съемках фильма «Голубой ангел», где познакомился с Марлен Дитрих. В 1929 году на этой студии был снят первый звуковой фильм «Мелодия сердца».

В 1930 году Леонид Леонидович вернулся в СССР. В качестве консультанта по звуку, звукооператора и звукооформителя он принял участие в создании первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь» (звукооператор Нестеров) (1931), а затем фильмов «Горизонт» (1932), «Две встречи» (1932), «Большой Токио» (1932), «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), первой незавершенной версии фильма «Бежин луг» (1935) и «У самого синего моря» (звукооператор Горнштейн) (1936).
В 1936 году, опасаясь ареста по политическим мотивам, Оболенский уехал в Ашхабад, где был худруком, режиссером и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал в театре, был звукооформителем Ашхабадской киностудии.
В октябре 1941 года вместе с преподавателями ВГИКа Леонид Леонидович ушел в народное ополчение. Во время Брянско-Вяземского окружения попал в плен.

В 1943 году сбежал из лагеря в Баварии в прифронтовую зону. Спасся, попав в монастырь в Молдавии, где постригся в монахи.
Во время освобождения Молдавии советскими войсками был арестован и как бывший военнопленный и в 1945 году осужден за измену родине.
С 1945-1952 годы Оболенский работал в театрах ГУЛАГа, а в 1952 году вышел на поселение и устроился в Минусинский драматический театр.
В 1956 году был направлен в Свердловск на киностудию в качестве звукорежиссера и второго режиссера. Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» (1957) и «Одна строка» (1960).
Первый профессиональный звукооператор СССР Леонид Леонидович Оболенский (1902-1991) — значимая фигура в кинематографической среде.

Вместе с Сергеем Эйзенштейном, Львом Кулешовым и Всеволодом Пудовкиным он стоял у истоков советского кинематографа и как многие современники совмещал множество кинематографических профессий. Вот, что писали о нём Лев Кулешов и Александра Хохлова:
«Оболенский Леонид Леонидович самый аристократичный, самый утонченный член нашего коллектива, человек всесторонних интересов актер, режиссер, танцор, инженер, лингвист, историк искусства, фотограф, оператор (впоследствии звукооператор и звукооформитель)».
В 1962 году Оболенский переехал в Челябинск, где работал на областном телевидении, а в 1972 году – в Миасс, где служил в клубе кинолюбителей.
В 1972 году возобновил актерскую деятельность. За роль в фильме «На исходе лета» (1979) получил приз «Золотая нимфа Монте-Карло" на ХХ МКФ телевизионных фильмов.
В 1988 году из-за травмы был вынужден прервать работу.

В 1991 году Л.Л. Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР.
Скончался Леонид Леонидович 19 ноября 1991 года в Миассе Челябинской области.

О последних годах жизни и смерти Леонида Леонидовича снят документальный фильм «Таинство брака» (1993), где про отношения с этим удивительным человеком рассказывает его последняя жена - Ирина.

21 января 1999 года в Челябинске открылась мемориальная квартира Л. Л. Оболенского.
С 1938 по 1940 год Леонид Леонидович попал под арест, а затем вернулся в Москву, где работал художником-декоратором киностудии «Союздетфильм».

В 1940 году стал доцентом ВГИКа, преподавал технологию звукового кино. Перед войной, будучи доцентом, по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино.

Первый профессиональный звукооператор СССР — Л.Л. Оболенский

МУЗЕИ ЗВУКА
Алгоритм работы звукорежиссёра записи
Вначале было слово
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Творческий блог звукорежиссёра

Детство и начало творческого пути

Вторая мировая война

Made on
Tilda