Первый профессиональный звукооператор СССР - Л.Л. Оболенский
Первый профессиональный звукооператор СССР - Л.Л. Оболенский
Леонид Леонидович Оболенский (1902-1991) — значимая фигура в кинематографической среде. Вместе с С. Эйзенштейном и Л. Кулешовым он стоял у истоков советского кинематографа и как многие современники совмещал множество кинематографических профессий. Вот, что писали о нём Лев Кулешов и Александра Хохлова:
"Оболенский Леонид Леонидович самый аристократичный, самый утонченный член нашего коллектива, человек всесторонних интересов – актер, режиссер, танцор, инженер, лингвист, историк искусства, фотограф, оператор (впоследствии звукооператор и звукооформитель)”.
Детство и начало творческого пути
Родился Леонид Леонидович в 1902 году в Арзамасе, с 1911 года учился в гимназии в Нижнем Новгороде, в 1915 вместе с семьей переехал в Пермь.
В 1920 году после Гражданской войны, где служил корреспондентом в рядах красноармейцев, поступил во ВГИК (ранее Госкиношколу) и стал учеником Л.Кулешова.
В следующие восемь лет успел сблизиться с Эйзенштейном, поработать актером, репетитором-чечеточником, преподавателем и режиссёром-постановщиком нескольких фильмов.
В 1928 году Оболенский стал заниматься проблемами художественного освоения звука в кино и сотрудничать с советским изобретателем в области звукового кино П.Г. Тагером.
В 1929—1930 гг. поехал в Берлин, чтобы изучать звукозаписывающую аппаратуру. Там Леонид Леонидович стажировался на немецкой студии UFA, в частности у Джозефа фон Штернберга на съемках фильма «Голубой ангел», где познакомился с Марлен Дитрих. В 1929 году на этой студии был снят первый звуковой фильм «Мелодия сердца».
В 1930 году Леонид Леонидович вернулся в СССР. В качестве консультанта по звуку, звукооператора и звукооформителя он принял участие в создании первого советского звукового фильма "Путевка в жизнь" (звукооператор Нестеров) (1931), а затем фильмов “Горизонт” (1932), “Две встречи” (1932), “Большой Токио” (1932), "Окраина" (1933), “Великий утешитель” (1933), "Марионетки" (1934), первой незавершенной версии фильма "Бежин луг" (1935) и "У самого синего моря" (звукооператор Горнштейн) (1936).
В 1936 году, опасаясь ареста по политическим мотивам, Оболенский уехал в Ашхабад, где был худруком, режиссером и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал в театре, был звукооформителем Ашхабадской киностудии.
Вторая мировая война
В октябре 1941 года вместе с преподавателями ВГИКа Леонид Леонидович ушел в народное ополчение. Во время Брянско-Вяземского окружения попал в плен.

В 1943 году сбежал из лагеря в Баварии в прифронтовую зону. Спасся, попав в монастырь в Молдавии, где постригся в монахи.
Во время освобождения Молдавии советскими войсками был арестован и как бывший военнопленный в 1945 году осужден за измену родине.
С 1945-1952 годы Оболенский работал в театрах ГУЛАГа, а в 1952 году вышел на поселение и устроился в Минусинский драматический театр.
В 1956 году был направлен в Свердловск на киностудию в качестве звукорежиссера и второго режиссера. Принимал участие в создании фильмов "Во власти золота" (1957) и "Одна строка" (1960).
В 1962 году Оболенский переехал в Челябинск, где работал на областном телевидении, а в 1972 году – в Миасс, где служил в клубе кинолюбителей.
В 1972-1988 гг. возобновил актерскую деятельность. За роль в фильме "На исходе лета" (1979) получил приз "Золотая нимфа Монте-Карло" на ХХ МКФ телевизионных фильмов.
В 1988 году из-за травмы был вынужден прервать актерскую деятельность.
В 1991 году Л.Л. Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР.
Скончался Леонид Леонидович 19 ноября 1991 года в Миассе Челябинской области.
О последних годах жизни и смерти Леонида Леонидовича снят документальный фильм “Таинство брака” (1993), где про отношения с этим удивительным человеком рассказывает его последняя жена - Ирина.
21 января 1999 года в Челябинске открылась мемориальная квартира Л.Л.Оболенского.
С 1938 по 1940 год в жизни Леонида Леонидовича случился краткосрочный арест. Он вернулся в Москву, где работал художником-декоратором киностудии "Союздетфильм".
В 1940 году стал доцентом ВГИКа, преподавал технологию звукового кино. Перед войной, будучи доцентом ВГИКа, по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов — актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор».
Творческий блог звукорежиссёра
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Вначале было слово
Алгоритм работы звукорежиссёра записи
МУЗЕИ ЗВУКА
Made on
Tilda